Наверх

Эксперт о буллинге: «Школьный психолог в одиночку не должен решать проблему насилия»

17 ноября 2016

Издевательство одних учеников над другими, к сожалению, встречается сегодня почти в каждой школе

Типичными объектами для насмешек в школе становятся «очкарики», «толстые», «заучки», «тихони».

Без должного вмешательства взрослых такие «шутки» могут закончиться печально. Как предупредить школьное насилие и какую роль в этом должны играть учителя, психологи и родители?    

Чья вина?

Травля, или буллинг – не новое явление в школьной среде. Многие помнят советский фильм «Чучело», снятый по одноименной повести Владимира Железникова. Кстати, сюжет был взят из жизни.

«Еще несколько десятилетий назад специалисты поднимали проблему насилия в школах и решали, что делать. Во втором десятилетии XXI века мы понимаем, что травля и издевательства – совершенно неприемлемые явления, не соответствующие представлению о современном человеке», — говорит заместитель председателя РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО» Виталий Никонович.

Несколько лет назад в одном из микрорайонов Минска выбросилась из окна школьница. Девочка училась в 5-м классе и была изгоем, потому что дружила только с мальчиками. Одноклассники издевались над ней, например, бросались разными предметами – однажды даже ножницами запустили. Какое-то время девочка ходила на консультации в центр дружественного отношения к подросткам «Доверие», но потом исчезла из поля зрения. Координатор центра Валентина Шукан вспоминает, что на последней встрече девочка сказала: в жизни все наладилось, только вот ходить к психологу ей не разрешает мама — мол, уроками нужно заниматься. А позже выяснилось, что школьницы не стало. Мама погибшей девочки в случившемся обвинила ее одноклассников. Но вина взрослых в этом тоже есть.

Буллинг: реальный и виртуальный

Психологи выделяют несколько причин буллинга в школе. Сильное влияние оказывает неумение детей общаться со сверстниками. Вообще строить отношения учатся в семье: если там применяются принципы буллинга или троллинга, то и результат будет соответствующий. Нередко издевательства начинаются из-за того, что педагог не умеет правильно ввести нового ученика в уже сложившийся коллектив класса.

«Поводом для насмешек и издевательств становятся любые особенности во внешности или характере. Буллингу часто подвергаются скромные и застенчивые дети. Они не могут дать отпор, поэтому за их счет легко самоутверждаться, — поясняет Валентина Шукан. — Бывает, что у мальчиков и девочек наблюдается замедленное половое созревание. Это не болезнь и не изъян — просто особенность организма. Однако в глазах сверстников такие ребята выглядят странными и становятся объектом насмешек. То же самое можно сказать и про детей из религиозных семей».

Вопреки расхожему мнению, компьютерные игры или фильмы, по словам координатора центра «Доверие», влияют на агрессивное поведение ребенка только в том случае, когда подкрепляются жизненными ситуациями. Например, когда в семье сильный угнетает слабого: отец кричит на мать, а та, в свою очередь, может шлепнуть сына.

Буллинг может проявляться в любом возрасте. Но особенную остроту проблема приобретает у подростков, потому что у них уже появляются собственные представления о жизни. Также сказывается гормональный всплеск на фоне переходного возраста. А вот виды насилия разнятся: в младших классах распространено физическое, в старших — психологическое. В последнее время получил развитие кибербуллинг — унижения и оскорбления через Интернет. А вот экономическое насилие, в том числе вымогательство денег, может возникнуть в любом возрасте.

Кто-то должен  сказать «Стоп!»

Первым признаком того, что ребенок терпит издевательства в школе, должно стать его нежелание туда ходить. Родителей должно насторожить и то, что учителя жалуются на плохое поведение, хотя дома оно не проявляется. Сами дети не всегда спешат рассказывать взрослым о случаях буллинга. Как пояснил Виталий Никонович, не каждый школьник знает, что именно является насилием, как нужно действовать в подобных ситуациях, к кому и когда обращаться. Но главное, не все уверены, что их обращения будет восприняты всерьез и взрослые не сделают еще хуже. Конечно, сказывается и давление общеизвестных мифов: «жертва часто сама виновата», «рассказал, значит слабый, ябеда, «шестерка» и т. п. Поэтому многим проще промолчать, надеяться на свои силы или…  становиться агрессором самому.

«Помню случай, когда мальчик перешел из обычной школы в гимназию. Там уже сложился свой коллектив, в который его не приняли, — привела пример Валентина Шукан. — Более того – из-за полноты над ним постоянно издевались: обзывали, после уроков забрасывали снежками или обсыпали листьями… Позже мальчик перешел в профильный класс и сам стал во главе группы, которая срывала уроки, делала гадости учителям. То есть все, что у него накопилось в душе, получило свой выход».

Заинтересованность в решении конфликтов должны проявлять в первую очередь учителя и администрация школ. Именно у них должен быть четкий алгоритм действий: как прекратить насилие, оказать помощь пострадавшему, документально зафиксировать факт, разобрать ситуацию с последующим разрешением, поддержать всех участников конфликта, включая обидчика и свидетелей. Как показывает практика, вмешательство взрослых может пресечь издевательства над учениками на корню.

Вместе с тем многие родители жалуются на то, что школьные психологи не способны разобраться в ситуации, хотя, казалось бы, это их «поле деятельности». Недавно об эффективности работы школьных психологов высказалась и вице-премьер Беларуси Наталья Качанова, заявив, что необходимо более внимательно подбирать кадры в этой сфере.

«Важно понимать, что школьный психолог в одиночку не должен решать проблемы насилия, — подчеркнул Виталий Никонович. — Конечно, он может быть вовлечен в процесс и заниматься своей профильной деятельностью: искать истинные причины конфликта и помочь найти оптимальные пути разрешения ситуации. Но очень часто без вмешательства администрации проблему не решить».

Создавать атмосферу мира

С 1 ноября Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО запустила дистанционный курс «Современные подходы в предотвращении насилия и популяризации культуры мира в образовательных учреждениях» на базе платформы дистанционного обучения EDU-HUB. За основу его взято прошлогоднее пособие ЮНЕСКО «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях».

Таким образом, специалисты получили возможность обучаться методам решения проблемы, не отрываясь от работы и в удобное для себя время. На курс, рассчитанный на 5 недель, записались 740 человек из 15 стран, в том числе Болгарии, Китая и Италии. Но большинство – это педагоги и администраторы школ из Беларуси, Украины, России и Молдовы.

«Мы ожидаем, что после окончания курса выпускники смогут создать в своих школах атмосферу мира, а также привлекать к решению проблемы самих учеников (через ученическое самоуправление), родителей (через родительский комитет), учителей (через педагогический совет) и других партнеров из числа общественных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, — заключил заместитель председателя ассоциации. — Если благодаря этой работе жизнь детей и подростков в школьной среде станет комфортнее, им захочется учиться, становиться более активными в социальном плане — это и будет достойным результатом нашей работы».

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Еженедельник «Беларускі час»

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости