Какие перемены ждут белорусскую систему образования?
В скором будущем вместо привычных экзаменов за курс базовой школы девятиклассникам предстоит независимая аттестация
В скором будущем вместо привычных экзаменов за курс базовой школы девятиклассникам предстоит независимая аттестация. Учебные предметы останутся без изменений – русский и белорусский языки, математика. А вот оценивать знания выпускников будут не те учителя, которые им преподавали, а педагоги из других школ и даже вузов.
Какими будут форма и содержание испытаний, эксперты пока размышляют. Внедрить нововведение в белорусских школах планируют не ранее 2019-2020 учебного года. Таким образом, ноу-хау коснется нынешних шестиклассников.
Через 2 года этим же ребятам предстоит сдавать национальный экзамен после 11 класса по четырем предметам – русскому или белорусскому, иностранному языку и математике. Испытание будет состоять из двух частей.
Первая – централизованное тестирование за школьный курс, которое, как заверили в Министерстве образования, не претерпит изменений. Вторая часть – вступительный экзамен для поступления в вузы. Он подразумевает спецчасть в виде сочинения (изложения) либо собеседования в самом вузе. Для разных специальностей – разные задания.
Предполагается, что разработкой спецчасти национального экзамена займутся сами университеты. К слову, уже сегодня абитуриенты, которые выбирают творческие, военные или физкультурные специальности сдают подобные экзамены в вузе.
Для чего это нужно? В Министерстве образования уверены, что такая система повысит объективность оценки учебных достижений школьников и позволит отобрать для обучения в университете самых способных ребят. Введение национального экзамена намечено на 2021–2022 учебный год.
О необходимости пересмотра вступительных испытаний в вузы неоднократно говорил и глава государства. В частности, во время обращения к парламентариям V и VI созывов Президент Беларуси высказался о целесообразности замены ЦТ по некоторым школьным предметам собеседованием. По мнению Александра Лукашенко, современные школьники хуже усваивают школьную программу и нацелены лишь на подготовку к тестированию.
В настоящее время специалисты Национального института образования и Республиканского института контроля знаний изучают возможности проведения национального экзамена, анализируют опыт стран-соседей и дальнего зарубежья. По итогам предложения будут выставлены на общественное обсуждение педагогов, родителей, детей, депутатов. В Министерстве образования уверяют, что выпускникам не стоит опасаться реформ и тем более «революций». Ведь речь здесь, скорее, идет о проверке подготовки школ и гимназий.
Планируется, что к 2021 году белорусские школы полностью перейдут на профильное обучение. Это означает, что к 10 классу школьнику нужно будет определиться, какой профиль (математический, филологический, химико-биологический и др.) ему ближе, и в течение двух лет изучать его на повышенном уровне. При этом главная задача профильного обучения – подготовка ученика к сдаче вступительных испытаний и поступлению в вуз.
«К сожалению, сегодня нарушена согласованность между средней и высшей школой. Нужно, чтобы ребенок получил базовые знания именно в том возрасте, который наиболее соответствует их усвоению, – отмечал министр образования Михаил Журавков, говоря о перспективах развития школьного образования. – К слову, в качестве одного из направлений профилизации предусматривается и профессиональная подготовка учащихся с использованием учебной базы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», – добавил он.
Мнения
Fpb.by узнал, что думают по поводу грядущих нововведений педагоги, родители, школьники и нынешние студенты.
Анастасия Покидько, учитель математики:
– Действующая система поступления в вузы мне кажется удачной. Несомненный плюс Централизованного тестирования в том, что все абитуриенты находятся в равных условиях, система прозрачна, исключена фальсификация результатов. Однако есть и минусы. Первый – нет живого общения. Второй – тесты – это отчасти лотерея, и те же двоечники методом «тыка» могут набрать достаточное для поступления количество баллов. Третий – часть «Б» тестирования под силу только тем ребятам, которые учатся в профильных классах или занимаются с репетитором.
Тамара Петрусевич, учитель истории:
– Я сторонник советской системы образования. Она мне кажется эталонной. Советское образование было разносторонним, развивало в школьниках и студентах умственные способности и кругозор. Они не нуждались в репетиторах, потому что школа давала необходимые знания. Кроме того, высшее образование было элитарным, а не массовым, как сейчас. Диплом не был самоцелью. В институт из класса поступали единицы, остальные шли в профтехучилища за рабочими специальностями. Решение ввести при поступлении в университет устный экзамен мне кажется справедливым. Потому что выпускникам, нацеленным на тестирование, сложно рассуждать и грамотно формулировать свои мысли. Устный экзамен им в этом поможет.
Ирина Забойлович, мать шестиклассника:
– О поступлении мы еще не думаем. Меня сейчас больше волнует другая проблема. Мы платим за пользование школьными учебниками, но на деле выходит, что некоторые из них мой ребенок даже не открывал. На родительском собрании нас предупредили: будьте готовы, что часть литературы вам придется докупить, потому что учебники устаревшие и с ошибками. Так и учимся: что-то пришлось докупить, часть заданий распечатываем из интернета. И это 6-й класс, а что будет к 10-му?! Хотелось бы, чтобы у наших детей наконец появились нормальные учебники.
Ольга Швед, студентка второго курса столичного вуза:
– Я училась в профильном физико-математическом классе обычной школы. Для поступления мне были нужны русский, математика и физика. К тестированию я начала готовиться с 10-го класса. Посещала дополнительные уроки в школе и занималась с репетиторами. ЦТ по физике и русскому мне не показалось сложным, потому что практически все задания уже встречались в репетиционном тестировании. А вот задания по математике были совершенно другими. На часть из них я не знала ответа, хотя во время подготовки к ЦТ прорешала очень много. Растерялась и потеряла много времени на решение нескольких задач. В итоге своими результатами осталась недовольна. Нужен ли устный экзамен в вузе? Мне кажется, по инженерной специальности, как у меня, он ни к чему. В любом случае для абитуриента дополнительный экзамен – это лишний стресс.
Анастасия ШИРАЛИЕВА