Наверх

Братство колеса. Романтика и реальность дороги

28 октября 2016

Андрей Ступчик за баранкой лишь полтора года. В дальнобойщики подался, можно сказать, случайно.

По образованию Андрей – учитель физики и информатики, но за свои неполные 40 лет успел попробовать себя в разных профессиях: преподавал в колледже, работал программистом, заведовал магазином, был предпринимателем. А потом, изучив белорусский рынок труда, пришел к выводу: есть смысл податься в дальнобойщики, ведь там можно заработать необходимые для семьи средства.

И Ступчик пришел в столичную транспортную компанию «Споттер, ООО».

– Моим инструктором в первых поездках стал младший брат, работавший в этой же фирме, –  вспоминает Андрей. – Учил азам профессии жестко, но я не обижался: понимал, что не сегодня-завтра окажусь на незнакомой трассе за рулем большегруза один. Когда плохие дороги и неважная погода, поломки и кражи, лежащая на тебе огромная ответственность за перевозимый груз станут реальностью, будет не до романтики.

Андрей Ступчик честно признается: работа оказалась тяжелой, хотя и не тяжелей других. За приличную заработную плату приходится платить постоянным отсутствием дома, ночевками в кабине автомобиля, скитанием по чужим городам и странам, довольно-таки сложным рабочим графиком и прочими моментами.

График мучит и учит

Водители-международники разных стран подчиняются одним и тем же правилам, регламентированным европейским соглашением о режиме труда и отдыха (ЕСТР). Согласно этому документу после каждых четырех с половиной часов вождения необходимо минимум 45 минут отдыха. В документе прописано все: сколько ехать, сколько отдыхать, когда есть, когда спать. За рабочим графиком дальнобойщика строго следят специальные автоматические устройства – тахографы.

– За нарушение режимов дают большие штрафы и водителю, и фирме. Если выпишут 200-300 евро, считай, отнеслись еще лояльно, – отмечает Андрей. – Поэтому среду водителей-дальнобойщиков можно смело называть законопослушной. Разумеется, на нас распространяются нормы Трудового кодекса, но мы подчинены еще и международным актам.

Ступчик работает в белорусской фирме, и это обстоятельство дает определенные плюсы: он ездит по ближнему зарубежью, чаще бывает дома. Но и без минусов не обходится. Если ты работаешь только в Европе, то избавлен от прохождения границ, таможенных досмотров. Андрею же эти процедуры приходится совершать регулярно: его «Вольво» не раз подвергался «рентгену» на таможне, порой возникали вопросы с документами.

– Все минусы щедро окупаются бонусами, – уверен Андрей. – Разве это не удовольствие – колесить по разным городам и странам, пусть и через окно, но видеть красоты окружающего тебя мира. Правда, некоторые мои коллеги шутят, что это все равно, что есть мороженное через стекло…

Братство  колеса

Ступчик с первых дней работы был впечатлен профессиональным братством, солидарностью, которая присуща дальнобойщикам.

– Однажды по рации слышу информацию, что на трассе стоит лесовоз, а из-под него торчат ноги водителя. «Парни, кто там рядышком, гляньте, не случилось ли чего?». Рядышком был я. – рассказывает Андрей. – Остановился, вышел. Оказалось, случилась поломка, и водитель сам ее устранял. Я помог, чем смог. И тут останавливается еще одна фура, уже из нашей фирмы. Выскакивает водитель и ко мне: дескать, почему молчит рация столько времени? Он же не знал, что я вышел помогать, и  разволновался, причем за незнакомого ему человека.

А еще дальнобойщики, как правило, хорошие повара. Многие сами готовят, ведь еда в пунктах придорожного сервиса достаточно дорогая да и не всегда вкусная.

– Прямо в дороге можно услышать массу интересных рецептов из какой угодно кухни – польской, грузинской, болгарской, – говорит Андрей Ступчик. – Между прочим, у водителей-международников стерты национальные грани. Когда ты в дороге, неважно, кто тебе поможет или кому поможешь ты, главное – взаимовыручка, неравнодушие, а они у дальнобойщиков развиты как ни у кого».

Андрею памятен случай, когда по дороге в Москву посреди ночи у него лопнуло колесо. От несчастья спасло то, что скорость была небольшой, а трасса – пустынной. Ступчик удержал «Вольво» на обочине, а придя в себя, начал менять колесо. Едва забрался под машину, как услышал: «Ну и кто тут у нас среди ночи загорает, солнца-то нет?». Оказалось, мимо проезжал другой водитель-международник, и, увидев фуру с включенной аварийной сигнализацией, остановился узнать, в чем дело и, разумеется, помочь.

Путь – процесс длительный и непредсказуемый, но Андрей знает:  где-то далеко этот груз очень-очень ждут. Чтобы доставить его вовремя, водители-международники находятся в дороге неделями, а то и то и месяцами. Те, кто на это не способен, в дальнобойщики не идут.

Галина СТРОЦКАЯ, belchas.by

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024
Все новости