Брест неизвестный
Профессор Брестского технического университета, кандидат физико-математических наук Анатолий ГЛАДЫЩУК знает ответ на этот вопрос. Разгадал он и другие тайны своей малой родины.
– Анатолий Антонович, вы ведь физик, откуда же такой интерес к истории?
– Я живу в Скоках – деревне под Брестом, история которой тесно связана с Первой мировой войной. Ходили разговоры о том, что именно в Скоках в ту пору размещалась ставка Верховного главнокомандующего Восточным фронтом принца Баварского Леопольда. Но точно об этом известно не было, вот я и отважился однажды написать письмо принцессе Баварской Тересе. На ответ, честно говоря, не надеялся, ведь писал «на деревню дедушке», но месяца через три принцесса ответила. Тогда же я получил разрешение работать в закрытом архиве королевской семьи, благодаря чему сейчас у меня есть эксклюзивный материал о заключении Брест-Литовского мира. К слову, в 2018 году исполнится 100 лет с момента его подписания.
Мне посчастливилось прочесть дневник принца Баварского, который он вел во время войны в Скоках. Читать было сложно, хоть и знаю немецкий язык, но записи велись с использованием баварского диалекта, к тому же принц был мастером слова, использовал иносказание и охотничью терминологию. Пока все это опубликовано частично, но я убежден, что настанет время и для полной публикации интересного исторического свидетельства.
– Благодаря вашим стараниям в Скоках была восстановлена усадьба знаменитого рода Немцевичей, а в 2009 году увидела свет ваша книга «Нямцевічы. Сапраўдныя гісторыі». Что предшествовало столь фундаментальному труду?
– Да, дворец Немцевичей реконструировали, он стал центром культурной жизни региона. Здесь проводятся балы, реконструкции, выставки. Мое личное знакомство с представителями рода Урсын Немцевичей, проживающими ныне в Польше, Франции и Канаде, состоялось в 2002 году. Тогда они приехали в Брест на конференцию, посвященную наиболее известному представителю их рода Юлиану Урсын Немцевичу. Кстати, некоторые из родственников друг друга не знали и познакомились на конференции. Витольд Немцевич, видя мой интерес к истории рода, пообещал прислать воспоминания последнего владельца Скоковского дворца Станислава Немцевича, которые привезла из Франции его дочь Тереса. Таким образом я стал обладателем манускрипта «Моим внукам». А в скором времени с помощью Барбары Немцевич мне удалось приобрести сборник воспоминаний Юлиана Урсын Немцевича. Издания загнали меня в тупик – об одном и том же в них написано по-разному. Я стал искать схему для объединения текстов, и тут пришла на помощь физика.
– Каким образом?
– Есть закон Дальтона. Вкратце его суть в том, чтобы совместить все, растворив одно в другом. Так я и поступил с текстами, написав свою книгу. Представителям рода понравилась, а рядовые читатели отметили, что получился исторический детектив.
– Анатолий Антонович, ваши последние исторические изыскания претендуют на звание громких открытий, однако аплодисментов не слышно…
– Вообще-то я занимаюсь этим не ради похвалы. История берестейских земель уникальна. На том месте, где сейчас расположен музей «Берестье», в средние века стоял Берестейский замок – резиденция великих литовских князей. Архивные источники свидетельствуют, что он просуществовал с 1182 до 1660 года. Именно в этом замке действовала, возможно, древнейшая в Беларуси церковь-ротонда св. Петра XIII века, а 450 лет назад появились первый водопровод и первые башенные часы, изготовленные при Николае Радзивилле Черном примерно в 1550 году. Все эти и другие факты я изложил в своей очередной работе и опубликовал. Увы, она мало кого заинтересовала, хотя в преддверии празднования 1000-летия Бреста эту информацию стоило бы распространить. Музей незаслуженно оказался в тени Брестской крепости, и ему нужно оттуда выходить, тем более что есть с чем.
– И напоследок о личном. Говорят, вы «раскопали» историю своего рода до седьмого колена…
– Если поставить перед собой цель, то можно многое найти. Пока я не начал работать с архивами, даже предположить не мог, что они настолько богаты. Многое сохранено в церковных и костельных исповедальных ведомостях. Мне удалось найти сведения о своем прапрапрапрапрадедушке по материнской линии. Немало интересного и исторически значимого нашел и о своей родной деревне Черняково Березовского района Брестчины – материала хватило на целую монографию. Пусть останется для потомков, которым есть чем гордиться.
Галина СТРОЦКАЯ