Принципы чемпиона
Леонид Тараненко личность легендарная. Олимпийский чемпион, победитель и призер чемпионатов мира и Европы, обладатель 19 мировых рекордов. Результат, показанный им в 1988 году (тогда спортсмен поднял 266 кг, а в сумме двоеборья — 475 кг), до сих пор не побит и занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Сегодня самый сильный человек планеты, воспитанник профсоюзного спорта, руководит представительством НОК в Минске.
– Леонид Аркадьевич, открытый республиканский турнир по тяжелой атлетике, названный в вашу честь, стал, по сути, итоговым в нынешнем году. Каков итог состязаний?
– Соревнования прошли на высочайшем уровне, как в организационном плане, так и в плане результатов. Особенно меня порадовали девушки. У наших спортсменок отличная техника! Видна хорошая работа тренеров. В 1994 году я уехал работать в Индию – тренировал женскую команду этой страны. Тогда у нас было мало сторонников женской тяжелой атлетики: как это девушки будут поднимать штангу? Да и я придерживался такого же мнения, считая этот вид спорта исключительно мужским. А индусы в то время проводили уже восьмой национальный чемпионат по тяжелой атлетике среди женщин, и представительницы прекрасного пола там были сильнейшими, в отличие от мужчин — ленивых, тонкокостных и с животиками. Мы, кстати, тоже добились весьма неплохих результатов. Мои ученицы занимали призовые места на мировых состязаниях.
– Вы не раз подчеркивали, что именно грамотная работа тренера – один из главных залогов успеха спортсмена.
– Как минимум на 50 процентов. Тяжелая атлетика сродни математике, и тренер без соответствующих знаний может стать вредителем. Когда я тренировался, в моем арсенале было более 100 упражнений. Это на первый взгляд кажется, что все просто: мол, есть один снаряд – штанга, которую поднимают и опускают. Но мышцам нужно давать разнообразную нагрузку, необходимо варьировать и вес штанги. После нагрузки обязательно должна быть разгрузка и так далее. Это серьезная наука. Существуют специальные методики, которыми и пользуются умные тренеры. Остальные же уповают на фармакологию, не понимая, что нужный результат может быть достигнут и без пресловутой таблетки. Мне очень повезло с тренером – Иваном Логвиновичем. Он очень грамотный наставник: кандидат технических наук, инженер-механик. Профессионал с большой буквы.
– Сейчас у всех на слуху допинговые скандалы. Некоторых белорусских тяжелоатлетов лишили олимпийских медалей. Что вы думаете по этому поводу?
– Лишать спортсменов медалей спустя годы, на мой взгляд, не совсем правильно, ведь спортсмен мог использовать для восстановления препараты, которые в то время не считались допингом. Но все же допинг это бич нашего времени. Убежден, без него можно добиваться высоких результатов. Такие препараты были известны уже в 1974 году, когда я начинал тренироваться. Мой тренер был ярым противником любого допинга, и я быстро выполнил норматив мастера спорта, затем выиграл Спартакиаду народов СССР, стал чемпионом московской Олимпиады в 1980-м. Сейчас на допинге попадаются 16-летние ребята. О чем думает тренер? Что будет с этим пацаном в 20 лет? Ведь резерв организма исчерпывается, свои гормоны перестают вырабатываться.
– Что испытывал олимпийский чемпион, стоя на пьедестале почета?
– Победе предшествовала тяжелейшая подготовка. На тренировочных базах мы чувствовали себя, как в армейской казарме – кругом охрана, нельзя свободно выйти, войти. Помню, у моего друга Султана Рахманова был день рождения, и к нему не пустили жену. Так мы пробрались через «блокпосты» и прямо в поле устроили пикник. А потом таким же образом вернулись на базу.
На Играх моим соперником был сильнейший болгарский тяжелоатлет Валентин Христов. Трудно было психологически, несмотря на то, что я тогда побил рекорды болгарина и поднимал более тяжелые веса. Конечно, когда понял, что победил, испытал незабываемые эмоции. Был горд не только за себя, но и за всю страну. Но одновременно испытал и невероятное облегчение от того, что весь этот кошмар закончился.
После выступления покинул олимпийскую деревню. Потом, конечно были чествования, поздравления. Мне дали премию 40 рублей – столько в то время стоил килограмм черной икры, подарили радиоприемник «Океан». Главная выплата за «золото» Олимпиады-80 и два мировых рекорда составила 4 900 рублей. А «Жигули» тогда стоили уже 5 500 рублей.
– А не хотели ли бы вы продолжить тренерскую деятельность в нашей стране?
– Я был главным тренером национальной сборной, но недолго. Тогда на свою зарплату я мог только заправить бак бензином, а я к такому не привык. Мы же ездили на «Волгах» и считали себя в некотором роде элитой. Поэтому и уехал в Индию. Когда вернулся, все места были заняты…
– Для многих молодых спортсменов вы являетесь кумиром. Поделитесь секретом чемпионского успеха?
– Нужно быть целеустремленным, уверенным в правильности выбранного пути. И очень важно, чтобы рядом был профессиональный тренер. Если сходятся два талантливых человека – ученик и учитель, то успех неизбежен. Мне в этом плане повезло.
Беседовала Юлия ГУНАШВИЛИ