Электромобили: реальность или далекое будущее?
По данным Ассоциации европейских автопроизводителей ACEA, в 2016 году в странах Евросоюза было продано 200 000 электромобилей и гибридных авто. В прошлом году продажи «зеленых» авто в странах Европы выросли почти на 10%. 1prof.by решил узнать, пересядут ли в ближайшем будущем белорусы на электромобили.
Не за горами время, когда владельцы бензиновых автомобилей будут вынуждены отказаться от них в пользу экологически чистых. К примеру, Европейская комиссия уже высказала предложение запретить к 2050 году использование в городах автомобилей с бензиновым двигателем. Некоторые страны Европы собираются ввести ограничение на эксплуатацию таких авто еще раньше.
В отличие от бензиновых, электромобили приводятся в движение с помощью электродвигателя и питаются от автономного источника электроэнергии. Самым популярным электрокаром считается американская Teslа Model S. Однако электромобили выпускают и такие автопроизводители, как Mercedes, BMW, Opel, Ford, Volkswagen, Chevrolet, Citroen, Smart.
В свою очередь, гибридные авто оборудованы сразу электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания. Первым «гибридом» стала выпущенная в 1997 году Toyota Prius. Сегодня гибридные авто есть также у Honda, Lexus, Mercedes, Chevrolet и других производителей.
Среди очевидных плюсов электрокаров – экологичность (они не загрязняют окружающую среду выхлопными газами), экономичность (автомобиль заряжается от обычной бытовой розетки), простота эксплуатации и хорошие ходовые характеристики.
Однако есть у «зеленых» авто и явные недостатки. Один из них – высокая цена: новый электромобиль стоит дороже бензинового в 2 раза. Также электрокары имеют маленький запас хода. Отправляясь в дальнее путешествие, владельцам таких авто придется позаботиться о его зарядке.
Как у них
В Европе электрокаром никого не удивишь. Для повышения спроса на такие машины там применяют стимулы, в том числе и финансовые.
Правительство Норвегии освобождает владельцев электрокаров от налогов. Им предоставляется право бесплатного пользования парковками и станциями подзарядки, разрешается занимать полосы общественного транспорта. Таким образом, уже в 2015 году количество автомобилей с электродвигателями, проданных в этой стране, перевалило за 50 000 в год.
В Швейцарии при импорте электромобилей отсутствует ввозная пошлина. Лизинговые компании предлагают сниженные процентные ставки при покупке таких авто, а страховые фирмы предоставляют выгодные условия.
В Нидерландах покупатели электрокаров освобождаются от уплаты налога при регистрации авто и дорожного сбора. Правительство Германии предоставляет субсидии в размере 4 000 евро, 3 000 евро полагается водителям «гибридов». «Экобонусы» до 6 300 евро полагаются и покупателям электрокаров во Франции.
Как у нас
Как рассказали 1prof.by в пресс-службе Госавтоинспекции, в нашей стране зарегистрировано 8 электромобилей Tesla Model S и 28 Nissan Leaf, 25 штук гибридных Chevrolet Volt и 145 Toyota Prius.
Для того чтобы мотивировать белорусов к покупке экомашин, в республике в прошлом году была принята Программа развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта. В ней предусмотрены два сценария развития электротранспорта в Беларуси до 2025 года – оптимистичный и пессимистичный.
Оптимистичный основан на данных международного энергетического агентства и аудиторской компании «KPMG», которые прогнозируют, что доля продаж электромобилей на мировом рынке автотранспортных средств к 2025 году составит 20 миллионов единиц и не превысит 15%.
Пессимистичный сценарий составлен на основании прогноза распространения электротранспорта в странах СНГ, согласно которому доля электромобилей на рынке государств Содружества может составить 5%. Кроме того, во внимание принимались сведения об электромобилях, зарегистрированных ГАИ МВД (на 1 января 2015 года), а также статистика продаж автомобилей в Беларуси в 2012–2015 годах.
Таким образом, согласно оптимистичному прогнозу, к 2025 году в Беларуси будет более 30 000 электромобилей, по пессимистичному сценарию – чуть менее 10 000 штук. При этом на воплощение в жизнь оптимистичного сценария потребуется 242,8 миллиона долларов, на реализацию пессимистичного прогноза уйдет 83,6 миллиона.
Сейчас основная проблема, с которой сталкиваются владельцы электрокаров в нашей стране, – отсутствие инфраструктуры, в частности, мест для зарядки. В связи с этим поездки на дальнее расстояние становятся для автолюбителей настоящим квестом под названием «найди, где зарядить авто».
Сегодня на территории Беларуси работают всего 3 станции быстрой зарядки, 2 из них расположены на трассе Минск–Ошмяны–граница Литвы, одна – неподалеку от Минска (пос. Боровляны). Это гораздо меньше, чем у наших соседей и в странах дальнего зарубежья.
Согласно Программе развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта, к 2025 году в республике должны появиться 1 628 зарядных станций. По плану в этом году в эксплуатацию введут 87 мест. Таким образом, планируется, что зарядные станции (включая быстрые) появятся в местах стоянки автомобилей, на крупных автомагистралях и объектах придорожного сервиса.
Кроме того, Программа развития электромобильного транспорта в нашей стране предусматривает льготное кредитование, государственную субсидию, отмену таможенных пошлин и утилизационного сбора, снижение транспортного сбора, налоговые льготы (в том числе и собственникам зарядных станций), а также сниженные тарифы на электроэнергию.
Электромобили по-белорусски
«Беларусь обладает достаточным промышленным потенциалом для производства и (или) сборки электромобилей, тяговых электродвигателей и зарядных станций», – говорится в программе.
Ранее у нас был спроектирован электромобиль Ё-Crossback EV и собрана мелкосерийная партия. Также в Беларуси есть 2 производителя зарядных станций: ЧТУП «ААМ» и ООО «Энергопромис». ОАО «Витязь» трудится над разработкой и освоением серийного производства стационарной электрозарядной станции с типом зарядки стандартов «Mode 3» и «Mode 1».
Однако производителей аккумуляторных батарей в нашей стране нет, поскольку их выпуск требует больших капиталовложений (не менее 150 миллионов долларов). Такое производство реально только при появлении крупного инвестора. Кроме того, оно будет импортозависимым, так как собственным сырьем для производства литий-ионных аккумуляторных батарей Беларусь не располагает.
Цена вопроса
В Беларуси цены на «гибрид» Chevrolet Volt стартуют от 26 000 рублей. Электромобиль Nissan Leaf обойдется от 30 000 рублей, Ford Focus Electric – от 29 700 BYN. Электрокар Chevrolet Spark EV будет стоить в пределах 29 000 руб., BMW I3 – 55 000 BYN. Миниатюрный Smart ForTwo Electric Drive – 27 000 рублей. Цены на электромобиль Tesla Model S начинаются от 100 000 рублей.
*Цены с сайта салона электромобилей в Беларуси www.shop.e-cars.by
Стоимость самого популярного подержанного «гибрида» Toyota Prius на белорусском рынке – от 13 000 рублей (2007 года выпуска) до 57 000 рублей (2016 г. в.). Гибридный автомобиль, который пользуется у белорусов не меньшей популярностью, Honda Civic (2010 года выпуска) обойдется от 13 000 рублей.
*Цены с сайта автопортала www.abw.by
Анастасия ШИРАЛИЕВА