Наверх

Кукольный мир детей и взрослых

31 марта 2017

Зачем бутафору пластилин, кто «дарит» кукле характер и почему не каждый актер сможет работать в кукольном театре?

Ответы на эти вопросы наш корреспондент искала в Могилевском областном театре кукол, коллектив которого нынешней весной отметит свой 40-летний юбилей.

Зрители этого театра – люди разного возраста, но все же большая часть репертуара, в котором около 40 спектаклей, предназначена для детей.

– Безусловно, с учетом мировосприятия наших маленьких зрителей создаются и кукольные образы, – рассказывает главный режиссер Игорь Казаков. – В зависимости от спектакля они могут быть злыми, чудаковатыми и милыми. В основе нашего театра лежит символизм, мы стремимся взращивать у детей представление о добре и зле, дружбе и ненависти. И малыши, кстати, очень хорошо понимают язык театра. Сейчас, к примеру, планируем постановку детских классических произведений, два спектакля для взрослых и цикл пьес на белорусском языке «Скарбонка беларускiх казак». Надеемся, они понравятся и детям, и взрослым.

Для изготовления кукол и декораций, по словам главного художника театра Никиты Запаскина, используется разный материал, и все же основными были и остаются бумага и фанера. Последнюю после специальной обработки легко превратить в старый забор или кованую лавку. Незаменимы также пластилин, лаки и краски.

– Из предварительно разогретого пластилина изготавливается слепок головы куклы, – поясняет Никита. – Затем слепок разрезается пополам, и голову отливают в гипсе. В полученную после застывания форму закладывается папье-маше. В полученные после высыхания слепки вставляется механика, позволяющая кукле двигать глазами и ртом, и слепки склеиваются. Соответствующая механика устанавливается и для «оживления» конечностей куклы. Важна, конечно, и работа художника, который расписывает голову, наделяя куклу определенными чертами лица и характером.

В кукольном театре работают те, кто безумно любит свою профессию. Уровень оплаты труда здесь, впрочем, как и в других учреждениях сферы культуры, невысок.

– Большинство наших мастеров – это молодежь, – говорит Никита Запаскин. – Свою работу они выполняют быстро и качественно, и свободное время могут использовать для дополнительного заработка, реализуя собственные задумки.

Особые требования предъявляются и к артистам-кукольникам. К слову, Белорусская государственная академия искусств не выпускает таких специалистов.

– По этой причине обновляется труппа нечасто, – объясняет главный режиссер театра Игорь Казаков. – Требования к артистам высоки, да и профессия достаточно тяжелая: помимо голоса, памяти, физической гибкости и харизмы, актеру кукольного театра нужно обладать памятью физических действий, развитой моторикой и способностью видеть куклу со стороны. Мы с поставленными задачами справляемся главным образом потому, что все пришли в профессию по зову души. Во всяком случае залы на наших представлениях заполнены и порой – постоянными зрителями, что очень важно для любого театра.

Елена ЮШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости