В Беларуси более 900 человек удостоены звания «Праведник народов мира»
Титул «Праведник народов мира» был учрежден в 60-х годах прошлого столетия правительством Израиля. Имена людей, спасавших евреев во время войны порой ценой собственной жизни, заносят на Стену Почета в Саду Праведников народов мира в мемориальном музее евреев. В честь каждого праведника на аллее Праведников также высаживают дерево и устанавливают на нем доску с рассказом о человеке, спасавшем от гибели других людей.
В списке Праведников мира и брестчане Пелагея Макаренко и супруги Петр и Софья Головченко.
Бриск (так по-еврейски звучит «Брест») был для евреев, как для католиков Рим. Население города до войны на 40% состояло из евреев, и этот факт не остался незамеченным немцами: с июня 1941-го по октябрь 1942 года они истребили 34 тыс. горожан еврейской национальности.
В городском архиве хранятся сведения о том, что первые расстрелы здесь прошли уже 23 июня. Правда, гитлеровцы тогда еще не делали различий по национальному признаку и охотились на мужчин и мальчиков. Облавы именно на евреев начались в июле: фашисты согнали в одно место более 4 тыс. человек, вывезли их за город и расстреляли. В ноябре появилось гетто – одно из самых крупных в Беларуси. Горожан пугали расстрелом за любую помощь евреям.
– И все же находились те, кто помогал, – рассказывает председатель правления Брестской городской еврейской общественной организации «Бриск» Регина Симоненко. – Дети пролезали под проволоку, которая огораживала гетто, и передавали хлеб, молоко. Взрослые помогли наладить связь с подпольем и партизанами, и в гетто готовилось восстание, но его организаторов выдали и расстреляли…
В ночь с 14 на 15 октября 1942 года гетто окружили военные и полиция. О серьезности намерений говорило наличие бронетранспортеров. Рано утром всех узников, включая женщин, стариков и детей, погрузили в товарные вагоны и повезли на Бронную Гору – станцию недалеко от Березы. Всего там было уничтожено порядка 55 тыс. евреев. Из обитателей Брестского гетто в живых осталось лишь 19 человек. В их спасении принимала участие и Пелагея Макаренко. Праведницы уже нет в живых, но в экспозиции музея «Евреи Бреста» сохранились ее воспоминания.
Подруга Макаренко Мария была замужем за портным Энгельманом. Их семья оказалась в гетто. Однажды женщины встретились. «Мы все погибнем, – прошептала Мария. – Спаси моих детей…» Пелагея не отказала, хотя понимала, что своим согласием ставит под удар не только свою жизнь, но и родных. Девятилетнему Мойше Энгельману удалось бежать, когда узников гнали на расстрел. Больше месяца мальчик скитался по подвалам, но все же добрался до Авиационного переулка, где жила Пелагея Макаренко со своими 8 детьми. «К счастью, внешне мальчик не был похож на еврея, – рассказывала женщина. – Он стал девятым ребенком в нашей семье. Некоторые родственники лишь годы спустя узнали о том, что Мойша из спасенных евреев».
Благодаря доброму сердцу Пелагеи остались живы и сестры Майя и Евгения Кацаф. Макаренко долгое время прятала девушек в сарае (в соломе), а потом помогла им пробраться к родственникам. Позже сестры Кацаф смогли уехать в Аргентину, где и сейчас проживают их потомки.
Пелагея и ее брат Петр Головченко с женой Софьей причастны также к спасению семьи Манкер. Петр работал извозчиком, и ему часто поручали вывозить мусор из гетто. Однажды он вывез своего знакомого Израиля Манкера и двоих его детей. Прятал их у себя, но после доноса соседей попросил сестру приютить еврейскую семью. Фашисты не раз проводили облавы в доме Макаренко, но Пелагея держалась невозмутимо, уверяя, что никого, кроме ее собственной большой семьи, в нем нет.
В 1950-х Манкеры эмигрировали в Израиль. Именно они добились того, чтобы Пелагея Макаренко и супруги Головченко получили звание «Праведника народов мира».
Галина СТРОЦКАЯ
Фото автора