Статус «инвалид»: дополнительный уровень защиты либо причина ограничений?
С 15 по 21 мая в Беларуси проходит V Неделя доступности. В стране запланирован ряд мероприятий, посвященных различным видам доступности для людей с инвалидностью.
В Беларуси проживает более 550 тыс. человек с инвалидностью – это примерно 5,9% населения. При этом в странах Европы и Америки количество инвалидов достигает 15% и выше. Такая разбежка в цифрах существует не вследствие того, что белорусская нация здоровее, а потому, что за рубежом термин «инвалид» воспринимается гораздо шире.
Инвалид – это статус, который как закрепляет за человеком дополнительный уровень защиты, так и создает для него определенные ограничения. К 2019 году в белорусском законодательстве должны перейти к определению «люди с инвалидностью» и уточнить иные термины. Такие изменения – не просто дань политкорректности. В этом вопросе одно слово имеет широкие социальные и юридические последствия, а в некоторых случаях может полностью исключить человека из социума и привести к так называемой «гражданской смерти».
В октябре прошлого года Беларусь присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. В ближайшие годы ее положения постараются внедрить в жизнь общества.
«Проблема инвалидности – это прежде всего проблема доступа к правам человека. Важно понимать, что Конвенция не приносит в законодательство никакого нового права, а только уточняет каждое из существующих прав, исходя из проблемы инвалидности, – говорит директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский. – Конвенция защищает человека, поддерживает его в праве оставаться со своими особенностями. Она инструмент распознавания, запрещения и защиты от дискриминации».
Конвенция по правам инвалидов: первые достижения
Показательно, что именно Конвенция по правам людей с инвалидностью привнесла в белорусское законодательство определение дискриминации. Несмотря на то, что согласно статье 22 Конституции РБ все граждане «имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов», до сих пор определения того, что считать дискриминацией, не было. Сейчас же люди могут апеллировать к Конвенции как к части белорусского права и обращаться в суд, если считают, что их дискриминируют.
По мнению экспертов, уточнения требуют многие определения, которые используются в законодательстве в отношении людей с инвалидностью.
«Сегодня в праве существуют термины, которые не учитывают интеллектуальные особенности и способности людей. Например, «физически ослабленные люди». Вопрос, какие категории граждан к ним относятся, пока не раскрыт. К ним можно отнести престарелых и лиц с повреждениями опорно-двигательного аппарата, беременных и детей дошкольного возраста, людей, перенесших инсульт. Но в эту категорию не попадают люди с нарушениями зрения», – приводит пример Сергей Дроздовский.
Есть и другие несоответствия: в Беларуси живет порядка 35 тыс. детей-инвалидов, а детей с особенностями психофизического развития насчитывается более 130 тысяч. Конечно, это разные категории, однако, по мнению экспертов, во многом они пересекаются.
Лишение дееспособности = «гражданская смерть»
Сегодня в 81 интернате нашей страны проживает около 18 тыс. человек – это престарелые и инвалиды, взрослые и дети с особенностями психофизического развития. В большинстве своем они лишены дееспособности и не могут принимать решения в отношении имущества, лечения, выбора места жительства, участия в выборах, обращения в суд, воспитания детей, общения с близкими и так далее.
По правилам, если родители не в состоянии ухаживать за ребенком-инвалидом или умерли, его отправляют в психиатрическую больницу. Если в течение месяца не найдется опекун, то ребенка по решению суда лишают дееспособности и отправляют в интернатное учреждение. С одной стороны, это проявление заботы и защиты такого человека. С другой стороны, обратного пути у этого процесса нет – законодательство не содержит процедуры восстановления дееспособности по инициативе недееспособного лица.
«Сейчас этот вопрос в Беларуси дискретный – или человек дееспособен, или полностью недееспособен, – поясняет Сергей Дроздовский. – Но сегодня уже обсуждается изменение отношения к такому положению вещей. И, безусловно, вопрос о частичном лишении дееспособности – это веяние конвенции. Согласно документу, лишение дееспособности противоестественно и его в принципе не должно быть».
Согласно плану по реализации Конвенции по правам инвалидов, государство обязуется решить проблему лишения дееспособности к 2025 году.
Вправе отказаться от прав
По словам руководителя правозащитной организации, сегодня в Беларуси существует абсурдная ситуация, в которой социальная защита фактически ущемляет права людей с инвалидностью чрезмерными ограничениями.
«Наша организация выступает за то, что у человека должны быть возможность и право отказаться от любой меры социальной защиты. Значит, если я хочу, то могу отказаться от специальных требований к труду и работать не 7 часов, а 8 (согласно белорусским законам, продолжительность ежедневной рабочей смены для людей I или II группы инвалидности не может превышать 7 часов. – Прим. авт.). Но несмотря на то, что это законодательно возможно, медики спорят и говорят, что такого права у инвалида нет», – говорит руководитель правозащитной организации.
Ранее 1prof.by уже писал о том, что заключение МРЭК с индивидуальной программой реабилитации для инвалида, где указан перечень работ, которые он может выполнять, носит не обязательный, а рекомендательный характер. А Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» предусматривает, что инвалид вправе отказаться от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей.
По мнению Сергея Дроздовского, пересмотра требует и вопрос льгот для людей с инвалидностью. «На мой взгляд, льготы – совершенно неэффективный инструмент для решения проблем инвалидности, – считает он. – Исследования показывают, что ими пользуются в основном люди с меньшей степенью инвалидности. Получается, что у инвалидов І группы доступ ко льготам гораздо меньше».
Реализация положений Конвенции о правах инвалидов – долгий процесс. И большое достижение Беларуси в том, что он все-таки начался. Правозащитные организации настроены оптимистично. А значит, когда-нибудь люди с инвалидностью заживут свободнее и их ограниченные возможности станут восприниматься обществом как дополнительные потребности.
Наша справка
Конвенция о правах инвалидов была принята Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Сегодня документ подписан более чем в 150 странах мира, в том числе и в Беларуси. 3 октября 2016 года наша страна ратифицировала документ, после чего он обрел юридическую силу. Теперь Беларусь готовится к имплементации Конвенции о правах инвалидов, когда ее положения будут реализованы в жизни общества. 23 мая 2017 года представители ООН, государства, правозащитных организаций обсудят Национальный план по имплементации конвенции и решат, какие меры будут приняты по его осуществлению.
Диана ФИЛИМОНОВА