Тем, кому за сорок: профилактические обследования обязательны
После этого возраста колоноскопию в целях профилактики рекомендуется делать один раз в 10 лет.
Большинство заболеваний прямой кишки достоверно можно определить лишь с помощью колоноскопии. О нюансах этой сложной, однако порой незаменимой диагностической процедуры «Беларускаму Часу» рассказал заведующий эндоскопическим отделением 2-й городской клинической больницы Минска Евгений ХРАМКОВ.
– Евгений Анатольевич, почему за начало отсчета взят возраст «40+»? И рекомендации одинаково касаются как мужчин, так и женщин?
– Международные рекомендации гласят: людям, достигшим 40-летия, даже при отсутствии жалоб один раз в 10 лет нужно делать колоноскопию. По аналогии с флюорографией, которую мы безоговорочно проходим раз в год. Почему именно 40? Потому что в этом возрасте начинают проявляться многие болезни, в частности, различные опухоли кишечника. А половая принадлежность здесь не имеет значения.
– И насколько часто проблемы со здоровьем выявляются во время профилактических осмотров?
– Процент выявления заболеваний достаточно высок. Я не проводил специальных исследований, но те или иные изменения выявляем у 30–50% пациентов, которым делаем колоноскопию. Уточню, что выявленный полип – это медицинский термин. Клинический диагноз выставляется на основе эндо-скопического и гистологического исследований. Дальнейшая тактика зависит от полученной информации. Иногда может обнаружиться отек, псевдополипы, воспаление. Что касается мелких доброкачественных полипов, не имеющих тенденции к росту, то во многих странах они подлежат только наблюдению. В Беларуси принята однозначная тактика: все опухоли должны быть удалены. Мне такой подход видится верным. Он всегда имеет более благоприятный прогноз и наносит несравнимо меньший вред здоровью, чем лечение рака, в который может перерасти доброкачественная опухоль. К слову, рак толстой кишки, по статистике, занимает первые места в структуре онкологических заболеваний.
– Даже после этих слов, думаю, далеко не все читатели старше 40 лет побегут записываться на процедуру. Может, назовете дополнительные причины для обследования?
– Тревожный звонок, если в роду есть семейные полипозы – наследственная патология. Разумеется, если кто-то из кровных родственников страдал онкологическим заболеванием, это тоже повод пройти обследование. Не обязательно речь должна идти о раке толстой кишки. Наследуется ведь не столько определенный тип онкологии, сколько в целом предрасположенность к ней. К нам, кстати, приходят и молодые люди. У одного из десяти находим какую-нибудь проблему. А в целом данный вид обследования довольно востребован. Люди становятся более грамотными, возрастает культура здоровья.
– Альтернатива колоноскопии есть?
– Адекватной нет. Существует компьютерная томография или дорогостоящая капсульная видеоколоноскопия. Но они не позволяют взять биопсию и достоверно интерпретировать увиденное. К тому же при «виртуальной» колоноскопии пациент получает высокую дозу облучения. Хочу сказать, что искать альтернативу – неверный подход. Белорусы должны ценить доступность колоноскопии. В отличие от многих развитых стран, у нас эта процедура дешевле, чем использование капсульного метода. Если взять биопсию из всех отделов, произвести осмотр кишки под наркозом, что и предполагает традиционная колоноскопия, то это будет стоить порядка 125 у.е., а капсульная диагностика обойдется примерно в 1000 у.е.
– То есть колоноскопия не входит в программу диспансеризации населения, и в профилактических целях услуга платная?
– Да. Включение диагностики кишечника в программу диспансеризации обсуждают довольно активно. Но я как практикующий врач не вижу пока для этого возможности: при нынешней оснащенности мы столкнемся с банальной нехваткой эндоскопических кабинетов, специалистов и оборудования.
Так вреден ли мобильный телефон?
Всемирная организация здравоохранения пока не может ответить на этот вопрос однозначно. Но на всякий случай дает рекомендации по безопасному использованию устройства.
Ученые много лет пытаются связать воздействие радиочастотных излучений с развитием серьезных болезней у человека. Но пока такую связь установить не удается. В одном из докладов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится лишь о кратковременных последствиях, к которым могут привести частые разговоры по мобильнику (незначительное повышение температуры мозга и других органов). Вместе с тем ВОЗ не исключает возможности отдаленных последствий – таких как опухоль головного мозга. Но поскольку раковые заболевания выявляются лишь спустя долгие годы после взаимодействий, ведущих к образованию опухолей, сделать однозначные выводы сейчас невозможно. Нынешние исследования, в том числе на животных, никакой связи между онкологией и мобильными телефонами не устанавливают. Но ВОЗ издала несколько рекомендаций по безопасному использованию мобильных устройств.
1. Пользуйтесь телефоном на расстоянии 30–40 см от тела (выручит устройство громкой связи или специальные наушники). Тогда воздействие радиочастотных полей будет намного меньше, чем в ситуации, когда телефон прижат к уху.
2. Сократите количество телефонных переговоров.
3. Чем лучше прием, тем слабее воздействие частот на человека.
4. Имейте в виду, что эффект от коммерческих устройств для уменьшения радиочастотного воздействия не выявлен.
Химия в тарелке
К дискуссиям на тему пищевых добавок мы привыкли, как к шуму машин за окном. И все же, покупая очередной продукт, не поленитесь прочесть этикетку.
E 211 – консервант, употребляемый в больших количествах, приравнивается к канцерогену, а эти вещества, в свою очередь, вызывают онкологию. В сочетании с другими добавками (например, с тартразином E 102) вредные свойства усиливаются.
Британский профессор Питер Пайпер считает, что комбинация консерванта с аскорбинкой (Е 300) может повредить ДНК с последующим развитием цирроза и болезни Паркинсона. Используется в мармеладе, майонезе, газировке, кетчупе.
Е 311, 320, 321 – антиокислители. Аллергены, могут вызвать приступ удушья, повышают холестерин, задерживая воду в организме. Используются для хранения мяса, жиросодержащих, кондитерских продуктов.
Е 110 – краситель, разновидность опасного красителя Судан I, который является канцерогеном. В больших количествах может стать причиной рвоты, несварения, аллергии, опухания почек. Запрещен в Финляндии, Норвегии, США, но разрешен у нас.
Производители часто указывают его на этикетке под названием «солнечный закат». Добавляют в конфеты в наборе с другими красителями Е 121, Е 122, Е 128, Е 124, которые также обладают не менее поэтическими названиями. Если увидите на пачке желатинок надпись «Содержит красители, которые могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей», задумайтесь.
Используется в леденцах, желированных конфетах, газировке, соусах.
Елена ОРЛОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ