Помог профсоюз: предприятие послало работника в Туркменистан на 3 месяца, но не заплатило ни копейки
Когда Иосиф Л. (имя по этическим причинам изменено. – Прим. авт.) в мае 2017-го пришел на прием в Гомельское областное объединение профсоюзов и рассказал свою историю, то главный правовой инспектор труда облобъединения Екатерина Филипцова в буквальном смысле пережила шок. Оказывается, с августа 2016 года мужчина не получал ни заработную плату, ни другие положенные выплаты.
Командировка в жаркую страну
В августе 2012-го он устроился бетонщиком 5-го разряда на гомельский участок ЗАО «Белмонтажхимзащита» на условиях трудового договора. Работал достойно, впрочем, иначе и быть не могло: в частной структуре лентяев и разгильдяев не терпят. В сентябре 2016-го наниматель заключил с Иосифом трудовое соглашение на выполнение работ в Туркменистане (на горно-обогатительном комбинате, строящемся на базе Гарлыкского месторождения калийных солей) по профессии футеровщик (кислотоупорщик) 4-го разряда. И гомельчанина командировали в азиатскую страну, где он находился ровно 3 месяца (с небольшим перерывом – ездил домой на новогодние праздники). Доказательством тому, кроме приказов нанимателя, служат отметки при пересечении границ и визы в паспорте.
– Согласно части 2 статьи 95 Трудового кодекса (ТК) при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику расходы: по проезду к месту служебной командировки и обратно; по найму жилого помещения; за проживание вне места постоянного жительства (суточные); иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы, – прокомментировала ситуацию Екатерина Филипцова. – Однако командировочные расходы в виде аванса наниматель Иосифу не компенсировал, а эта сумма составила порядка 3,5 тыс. рублей.
Зарплату работнику, согласно новому трудовому соглашению, наниматель установил в размере 1000 долларов за фактически отработанное время при условии выполнения доведенных норм и поставленных задач в Туркменистане. Естественно, расчет заработной платы должен был производиться по курсу Национального банка Беларуси на день начисления и выплачиваться в денежных единицах нашей страны. Вместе с тем в трудовом соглашении наниматель не установил конкретную дату начисления и выплаты работнику заработанных денег. Осознанно он это сделал или нет – не известно, а Иосиф просто не придал значения данному факту. Он знал, что прежним трудовым договором, заключенным в 2012 году при приеме на работу, предусмотрена выплата зарплаты 30-го числа каждого месяца. Думал, что так будет и в дальнейшем.
Профсоюз – последняя инстанция
К сожалению, отработав в непростых условиях в жаркой стране, он не получил обещанных денег. Стучался во все двери: как жить? В ответ слышал лишь, что денег нет: мол, заказчики рассчитываются не вовремя, и нужно подождать. И по возвращении на родину Иосиф не смог добиться толку, хотя трудиться продолжал. Членом профсоюза, который мог бы поддержать в такой ситуации, он не был, впрочем, в ОАО даже комиссия по трудовым спорам отсутствовала.
Помыкавшись, Иосиф принял решение уйти. Трудовые отношения закончились для него увольнением по соглашению сторон в мае нынешнего года. В тот же день гомельчанин получил трудовую книжку на руки, надеясь, что наниматель произведет с ним окончательный расчет. Однако положенной суммы тоже не дождался. И вот тогда направился на профсоюзный прием в областное объединение профсоюзов.
– Впрочем, я был настроен на отказ в помощи, так как считал, что профсоюзы помогают только членам своей организации. Но ошибся, – волнуясь, рассказал мужчина. – Меня выслушали, вникли в проблему, рассмотрели все документы. Такая поддержка дорогого стоит, и я, откровенно говоря, другими глазами посмотрел на профсоюз.
Кстати, профсоюзные специалисты в трудных ситуациях нередко становятся для людей последней инстанцией, и помогают они не только членам профсоюза. Например, в ходе правовых приемов, которые проводят юристы Федерации профсоюзов, бесплатную консультацию и помощь в подготовке документов может получить каждый человек.
Профессиональная помощь
Как выяснила главный правовой инспектор труда облобъединения профсоюзов, за 3 месяца работы в Туркменистане задолженность предприятия перед своим бывшим работником только по зарплате составила 3 тыс. долларов (5627 руб. по курсу Нацбанка), еще порядка 3,5 тыс. рублей – командировочные расходы, почти 5300 рублей – зарплата за фактически отработанное время до дня увольнения. В итоге получилось более 14 тыс. рублей. Попытки воздействовать на частную организацию ни к чему не привели. Наниматель по-прежнему оправдывал задержку выплаты окончательного расчета отсутствием денежных средств: получается, их не было на счете целый год?
– В соответствии со ст.77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения, однако наниматель этого не сделал, нарушив тем самым законодательство, – прокомментировала Екатерина Александровна. – В соответствии с требованиями ст.78 ТК работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок и за каждый день просрочки проведения окончательного расчета.
Собрав необходимые документы, Екатерина Филипцова помогла Иосифу Л. подготовить исковое заявление в суд. Однако ни на первом, ни на втором судебном заседании наниматель не появился. И месяц назад суд Центрального района Гомеля удовлетворил исковые требования Иосифа Л. на сумму 15 тыс. 832,13 рубля с учетом индексации. Но, даже получив решение суда, руководство ОАО «Белмонтажхимзащита» отказалось выплачивать деньги своему бывшему работнику. Поэтому Иосиф обратился в органы принудительного исполнения, а специалисты Гомельского областного объединения профсоюзов продолжают его консультировать.
Ранее портал писал о случае, когда сотруднику, заболевшему в зарубежной командировке, предложили вернуть деньги за проезд. Благодаря помощи профсоюза проблема была успешно решена.
Владимир ГАВРИЛОВИЧ