Наверх

Бывший наркоман: «Во внешне благополучных семьях зависимых больше»

28 августа 2017

Психологи считают, что большинством наркоманов движет именно страх, в то время как к бутылке больше обращаются от обиды.

На днях Вадим отмечает 5 лет и 5 месяцев трезвости без наркотиков и алкоголя. Ему за 30, но Вадим признается, что ощущает себя гораздо моложе. Возможно потому, что 14 лет – время, когда он употреблял наркотики – просто выпали из жизни…

Корни из детства

«Начинают употреблять все примерно одинаково: кто-то угостил – понравилось, и пошло, – рассказывает молодой человек. – Склонность к зависимости формируется с детства. И если у человека она есть, то рано или поздно проявится – в пристрастии к алкоголю, наркотикам, игре или чем-то другом».

По убеждению Вадима, во внешне благополучных семьях зависимых больше. Причем к пагубным привычкам люди приходят чаще всего или от чрезмерной опеки родителей и излишней любви, или от ее недостатка.

«У меня был первый случай, – делится личным Вадим. – Я учился в школе, где преподавала моя мама. Все проблемы с учебой за меня решала она. Да и не было у меня особых трудностей – я был отличником, но только потому, что так хотели родители. Они многого от меня ожидали. Когда я поступил в университет и переехал в Минск, то понял, что совершенно не приспособлен к жизни. Я привык, что все решают за меня и совершенно не знал, как быть».

Психологи считают, что большинством наркоманов движет именно страх, в то время как «за помощью» к бутылке больше обращаются от обиды.

«Начались приступы паники. Меня попеременно одолевали то растерянность, то всепоглощающий страх или чувство собственной неполноценности. Когда в первую сессию я «схватил» сразу две тройки, помню свой ужас – думал, что родители будут ругать. И что бы я ни делал, страх нарастал, а реальность становилась все тягостнее. Когда меня бросила девушка, стало совсем невыносимо. Тогда казалось необходимым чем-то заглушить страдания, – вспоминает Вадим. – А наркотики не просто так называют болезнью замороженных чувств. Ты действительно перестаешь чувствовать».

По наклонной

После начала употребления у Вадима сразу начались проблемы с учебой. Пришлось уйти сначала в академический отпуск, потом вовсе бросить университет. Как и многие, он думал, что все контролирует и в любой момент сможет «завязать». Этот «момент» растянулся на 14 лет.

«Пока наркоман сам не захочет вылечиться, ничего не выйдет. Я 17 раз проходил реабилитацию в 21-м отделении Новинок (реабилитационное наркологическое отделение в РНПЦ «Психического здоровья». – Прим. авт.), но каждый раз шел туда ради детоксикации, чтобы мне помогли снять абстинентный синдром, иначе говоря – ломку. После выхода из Новинок меня хватало только на 40 минут, чтобы выйти из отделения и дойти до первого ларька с пивом, а затем позвонить «друзьям», чтобы они готовили дозу и на меня».

Каждый наркоман рано или поздно достигает своего дна. Вадим вспоминает своих знакомых: девушку, которая после ночи употребления проснулась рядом со своим мертвым от передозировки другом, парня, которому ампутировали ногу, но он все равно продолжил колоться.

«У отца случился инфаркт. Я помню, как помогал врачам с носилками. Несмотря на весь ужас ситуации, я отчетливо понимал, что не поеду в больницу вместе со «скорой» – потому что у меня дома лежат прекурсоры (вещества для изготовления наркотиков. – Прим. авт.), и я должен их приготовить и употребить. Хотя уже тогда никакого кайфа от употребления я не испытывал. В тот момент я ненавидел себя, но понимал, что ничего не могу с собой поделать», – говорит он.

После этого случая Вадим решил попытаться вылечиться.

Со дна вытаскивает чудо

Вадим проходил реабилитацию в столичном центре «Радуга» при городском клиническом наркологическом диспансере. После окончания программы в течение 2,5 лет он был консультантом центра и посильно помогал пациентам на пути к выздоровлению.

К слову, зависимым, которые проживают в Минской области (за исключением минчан), есть смысл обратиться в наркологическое отделение «Исток» Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» – если на руках есть направление врача, то пройти программу реабилитации можно бесплатно.

«Я верю в чудо, какое-то вмешательство извне, которое ставит тебя на путь выздоровления, – признается герой. – Я знаю много случаев, когда люди не хотели бросать, но все равно ложились на реабилитацию ради мамы или кого-то еще. В чем несомненный плюс центров – ты идешь туда с одним мотивом, но с каждым днем у тебя появляется все больше причин оставаться в трезвости».

Вадим вспоминает, как на собрание сообщества «Анонимные наркоманы»  однажды пришли трое молодых людей – сразу было понятно, что по приколу. На протяжении всей встречи громко смеялись, шутили не в тему. Но один из них вернулся – на следующее собрание, видимо, что-то зацепило. И сейчас он продолжает оставаться трезвым. «Один мой друг вообще рассказывал, что пошел на реабилитацию, потому что его конкретно «заглючило». Ему показалось, что в брошюрке центра «Радуга» написано: здесь вас научат, как контролировать употребление», – улыбается Вадим.

Излечи́м, но не вылечен

Бывших наркоманов не бывает – всегда есть опасность, что человек сорвется. Мозг трезвеющего наркомана придумывает отговорки и причины принять дозу. Дашь слабину, и спустя пару минут уже убежден, что «трава» – не наркотик, а выпить – не значит употребить.

«Я знаю случаи, когда зависимый возвращался к наркотикам после 8 лет трезвости. Нужно все время контролировать себя. Людям, которые только прошли реабилитацию, советуют поменять номера телефонов, не пить спиртное. В «Анонимных наркоманах» у каждого есть духовный наставник, который всегда выслушает тебя, поддержит и поможет остаться чистым», – рассказывает Вадим.

Чтобы вылечить зависимость, необходимы изменения во всей семье. «Нет ничего хуже для человека, который только прошел реабилитацию и всеми силами пытается выздороветь, чем вернуться в ту же среду, где он начал употреблять. Потому что он начнет по новой», – объясняет герой.

В реабилитационном центре «Феникс» есть одно из обязательных условий прохождения программы: параллельно с наркоманом его близкие посещают занятия для созависимых. Там родителям или женам пациентов объясняют, как помочь зависимому родственнику и как с ним себя вести. Советуют, например, быть с любимыми более жесткими и бескомпромиссными. Если человек сорвался – выгонять из дома, забрали в милицию – не откупать. Только так он может осознать ответственность за собственную жизнь.

«В начале употребления наркотиков ты чувствуешь некую иллюзию бессмертия. Но рано или поздно понимаешь: либо ты умрешь, либо будешь что-то менять в жизни, – говорит Вадим. – Выздоровление начинается именно с этого – с внутреннего желания и бесстрашной готовности начать новую жизнь».

Сейчас у Вадима все хорошо. Он занимается любимой работой, которая достойно оплачивается. Если и случаются трудности, он всегда может попросить поддержки у членов сообщества «Анонимные наркоманы». Также во всех начинаниях его поддерживает любящая жена, которая верит в него и мотивирует на дальнейшее развитие.

Диана ФИЛИМОНОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости