Работники Минского завода стройматериалов: «Ни завод, ни мы – никому не нужны »
Историю о том, что крупное предприятие по выпуску кирпича идет ко дну, портал 1prof.by рассказывал в июне.
На тот момент МЗСМ пребывал в официальном простое 9 месяцев. Сейчас уже октябрь, но решение о дальнейшей судьбе строительного гиганта так и не принято: завод не могут признать ни банкротом, ни субъектом, способным к хозяйствованию. Продолжая поддерживать коллектив в непростых условиях, Федерация профсоюзов Беларуси выдвинула новые требования к нанимателю.
Обожглись о кирпичи
Впервые вмешаться в судьбу завода профсоюзам пришлось после того, как предприятие объявило о простое. Причиной послужил отказ заводской администрации выплачивать людям 2/3 оклада, предусмотренные в таких случаях законом. Получить зарплату (150 руб.) заводчане смогли только после выставления требований со стороны Минского городского объединения профсоюзов. Затем профсоюзы выступили с более широким призывом – поддержать завод с вековой историей, а не доводить его до ликвидации. Ведь в модернизацию МЗСМ были вложены миллионы долларов, в 2013 году чистая прибыль завода превысила 17 млрд неденоминированных рублей, а в 2014-м предприятие признали одним из лучших в столице. И, наконец, на момент объявления простоя здесь работали 396 человек, из них почти половина отдала родному заводу много лет своей жизни.
– Можно было, например, запроектировать строительство объектов в кирпиче, что, собственно, профсоюзы не раз выносили на обсуждение с администрацией столицы, – комментировал тогда ситуацию председатель Минского городского объединения профсоюзов Николай Белановский. – Но для этого заводу необходимо было вновь заработать, то есть Минстройархитектуры как главный собственник должен был предпринять конкретные действия, добиться льгот по оплате энергоресурсов, а не рассказывать людям сказки о трудностях.
Увы, поддержки заказами «в кирпиче» не случилось, льгот по тарифам или аренде – тоже. Зато у предприятия появилась управляющая организация. Как ни странно, но вытаскивать МЗСМ из кризиса доверили… прямому конкуренту – Радошковичскому керамическому заводу. В декабре прошлого года акционеры подали заявление в экономический суд о признании предприятия банкротом с последующей санацией, но суд решил иначе: МЗСМ признали платежеспособным, а дело о банкротстве прекратили.
Профсоюзы и наниматель за столом переговоров
Корреспонденты «Белчас» оказались на заводе в тот момент, когда решение суда бурно обсуждалось в коллективе. Люди питали надежду на лучшее, поэтому даже ярмарку вакансий, организованную при участии профсоюзов, расценили скорее как запасный вариант, а не как единственную альтернативу. В беседе с журналистами заводчане говорили о своих переживаниях: мол, душа «изболится», если новейшее оборудование, собранное своими руками, пойдет в утиль (после модернизации 5 устаревших линий заменили 2 – французская и итальянская. – Прим. авт.). А еще очень надеялись на встречи с представителями министерства: «Вдруг скажут, что запускаемся?»
Увы, но одно совещание сменялось другим, а на коллективные обращения приходили однотипные ответы: будущее завода по-прежнему туманно. Люди начали оставлять завод – одни по собственному желанию, с другими просто не продлевали контракты. По сути, имело место «скрытое сокращение». Тогда представители ФПБ и администрация МЗСМ вновь сели за стол переговоров, и профсоюзы выставили новые требования. Во-первых, переводить работников с контрактов на бессрочные трудовые договоры (это позволит получить социальные выплаты, если предприятие все же объявят банкротом); во-вторых – создать специальную комиссию по трудоустройству для тех, кто уходит с завода в данный момент.
Работа для «толковых парней»
Сегодня оба условия выполняются. Бессрочные трудовые отношения предлагают заводчанам, отработавшим более 5 лет. Что касается комиссии, то ее аналогов в Минске пока нет, как, впрочем, и в стране. В состав комиссии вошли представители отраслевого министерства, профсоюзов, районной администрации, службы занятости. Работу людям подбирают индивидуально – с учетом специализации, опыта, возраста и пожеланий. Надо отдать должное управляющему завода Олегу Мищенко, который во время заседаний неоднократно созванивался с руководством того или иного предприятия и просил взять на работу «толкового парня, за которого смог бы поручиться сам». В ручном режиме помогают заводчанам и представители профсоюзов.
– Вам отказали из-за возраста? – спрашивает у одного из работников председатель Фрунзенского районного объединения профсоюзов Минска Ирина Конопелько и достает мобильный: – Сейчас позвоним и все уладим. Дискриминация по возрасту противозаконна.
Очередному «хорошему парню» совместно с заводским отделом кадров было найдено место на крепком предприятии, расположенном по соседству с МЗСМ. А чтобы трудоустроить специалиста, которого не хотели брать на родственный завод переводом, пришлось подключать даже кадровую службу министерства.
«Это ведь все свое, родное…»
Да, заводчанам удается помогать, только практически каждый второй из них, плохо скрывая волнение, спрашивает: «А может, мы и здесь еще сгодимся?..» Управляющий завода, правда, категоричен: работы и денег для выплаты зарплат нет, и будущего у завода – тоже. Не сулит ничего хорошего и информация из министерства: спрос на аналогичную продукцию в стране снизился в 2 раза, а рост складских запасов на родственных предприятиях в нынешнем году вырос более чем на 50%.
В сложившейся ситуации больше всего жаль работников. Многие переживают трагедию завода как свою собственную. «Посмотрите на мою обувь, – 57-летний Павел показывает ботинок с тройной подошвой. – Это чтобы по раскаленному полу можно было ступать… Такие вот условия труда. Но мы выходили и ночью, и в отпуск, если надо… Это ведь все свое, родное. А теперь ни завод, ни мы – никому не нужны…»
Следующее заседание комиссии состоится в начале ноября. На данный момент из 369 работников на предприятии остается чуть более 100. Многим из них управляющий предложил четырехчасовой рабочий день – «чтобы было больше времени на поиск работы».
К слову, в переписке с профкомом завода министерство периодически допускает фразы вроде «в целях сохранения кадрового потенциала для запуска производства в будущем». Реальный шанс или снова напрасные надежды? От конкретных разъяснений по поводу дальнейшей судьбы предприятия в Минстройархитектуры воздержались.
Елена ОРЛОВА
Комментарий
Директор управляющей компании ОАО «Минский завод строительных материалов» Олег МИЩЕНКО:
– До сентября 2016 года завод работал, параллельно наращивая долговые обязательства по налогам, энергетике, газу и перевозкам. К этому времени подошел и срок возврата кредитных ресурсов банкам, росла задолженность по налогам. В результате энергоресурсы предприятию отключили, а счета арестовали. Основная причина такой ситуации в том, что себестоимость кирпича на МЗСМ гораздо выше, чем на других предприятиях (это мнение экспертов-аналитиков). Но продавать кирпич по высоким ценам в условиях перенасыщенного рынка (а он перенасыщен) невозможно. Соответственно, МЗСМ не покрывал затрат из месяца в месяц, из года в год… В октябре 2016 года уже неработающее предприятие передали управляющей организации.
По инициативе Минстройархитектуры мы проанализировали условия, при которых завод мог бы заработать вновь, и они оказались нереальными. Это беспрецедентно низкая цена на газ, снижение в 2 раза стоимости электроэнергии, земельного налога, железнодорожных тарифов. Заводу нужен беспроцентный и безвозвратный заем в 3 млн. рублей, а также прощение бюджетного займа в 7,2 млн. евро. Тогда предприятие сможет работать в ноль, а о возврате долгов на общую сумму в 15 млн. долларов и говорить не приходится. Разумеется, эти предложения поддержали только банки-кредиторы, которым нечего терять, а министерства – нет. Поэтому уверен, что иногда проще начать с чистого листа… В начале 2018 года планируем подавать заявление в суд об экономической несостоятельности предприятия.