Представитель МВД: «За каждым наркодилером есть маленькое кладбище»
По данным Минздрава, за последние 10 лет количество наркоманов в Беларуси увеличилось в 1,4 раза. Причем большинство зарегистрированных в стране пациентов с диагнозом «наркомания» – в возрасте от 20 до 40 лет. Что представляет собой белорусский наркорынок сегодня, какие инновационные методы борьбы с наркодилерами использует МВД, а также какие «звоночки» укажут на то, что ребенок употребляет наркотики, выясняла корреспондент 1prof.by.
Наркорынок Беларуси: марихуана вытесняет спайсы
По словам начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Геннадия Казакевича, в последние годы на белорусском наркорынке отмечается снижение количества синтетиков (спайсов, амфетаминов, ЛСД и прочих) и увеличение наркотиков растительного происхождения.
Так, если в 2014 году доля синтетических наркотиков, которые оказывают наиболее пагубное влияние на организм, составляла 80%, то в настоящее время она снизилась вдвое. 30% отечественного наркорынка приходится на марихуану, 10% – на гашиш и наркотики растительного происхождения, оставшиеся 20% – на другие виды.
«Во-первых, производство синтетиков стало гораздо дороже. Во-вторых, такой наркотик, как правило, доставляется из Китая, поэтому логистика достаточно затруднительна, – пояснил Геннадий Казакевич. – К слову, только в прошлом году в КНР была пресечена деятельность 438 нелегальных нарколабораторий, причем в 33 случаях изъяты уже готовые синтетические наркотики весом более 1 тонны».
Представитель МВД подчеркнул, что значительно увеличился поток гашиша, поступающего в Беларусь из Марокко через Испанию и Кубу. Этот наркотик обычно проходит через нашу страну транзитом, некоторая часть оседает, затем наблюдается реэкспорт. В связи с этим его стоимость в Беларуси намного выше, чем в соседних странах.
Как отметила председатель правления Белорусского общественного объединения «Позитивное движение» Ирина Статкевич, люди, давно употребляющие наркотики, обычно полинаркозависимы. «Со временем они понимают разницу между синтетиками и опиоидами, осознают, что действие синтетиков гораздо опаснее: выше риск передозировки и заражения ВИЧ-инфекцией. Поэтому опытные наркозависимые стараются их не употреблять», – рассказала Ирина Статкевич.
В числе «минеров» – студенты, преподаватели и даже беременные женщины
По словам Геннадия Казакевича, сегодня наркобизнес с улицы переходит в сеть: 80–90% наркотиков и психотропов распространяются посредством интернета. «Существует такое понятие, как DarkNet, – это теневой интернет, который активно используется преступниками во время наркооборота. Лицо, желающее приобрести наркотик, находит там адрес магазина, причем это может быть любая информационная площадка, где размещено предложение о продаже наркотика с указанием веса и цены, даже страница в соцсети. Далее заказчик переводит на электронный кошелек требуемую сумму, получает координаты закладки и забирает желаемое», – раскрывает преступную схему представитель МВД.
Наркодилеров, осуществляющих закладки, называют «минерами». Как правило, это мужчины в возрасте от 16 до 30 лет, которые нигде не работают и не учатся. Хотя попадаются и студенты, преподаватели, беременные женщины и даже семейные пары. Чаще всего они не знают организатора преступного бизнеса, который обычно находится за пределами Беларуси: в России, Азии или на Северном Кипре.
«Минеров» обучают методам конспирации, рассказывают, как скрыться от наблюдения. В процессе переписки используются современные интернет-технологии: тор-браузеры, шифрующие IP-адреса, интернет-мессенджеры с протоколами шифрования.
«Мы сталкиваемся с двумя сложностями. Первая – морально-этическая. Что важнее: конституционные права гражданина (на охрану личной жизни, тайну переписки) или национальная безопасность? Второй момент чисто технический: те формы работы, которые мы использовали ранее, уже не столь эффективны. И мы должны искать новые», – подчеркнул Геннадий Казакевич.
С этой целью в управлениях по наркоконтролю МВД создаются подразделения интернет-разведки, которые занимаются не только поиском и пресечением самих преступлений, но и блокированием интернет-контента, участвующего в наркообороте.
«С разной долей успешности нам это удается, – продолжил Геннадий Казакевич. – Вместе с тем мы обращаем внимание на экономическую составляющую наркобизнеса – блокируем деньги в электронных кошельках. К примеру, только в прошлом году нам удалось заблокировать более 300 000 долларов в эквиваленте. Мы активно сотрудничаем с банковским сообществом и субъектами, поддерживающими платежные системы и электронные кошельки».
МВД: «Наркомана надо лечить, а дилер должен быть наказан»
Сегодня более 50% всех наркопреступлений в нашей стране связаны со сбытом. «Мы давно отошли от советской системы: наркоконтроль не столько заинтересован в том, чтобы поймать за руку рядового наркомана, сколько обеспокоен состоянием наркоугрозы для республики в целом. Для нас важно в первую очередь сохранить жизнь и здоровье человека, снизить вред от последствий потребления наркотиков», – подчеркнул Геннадий Казакевич.
К слову, за прошлый год оперативники изъяли порядка 400 тонн наркотических средств, за 10 месяцев текущего года – уже 700 тонн.
Максимаотеая мера наказания, которая предусмотрена в нашем законодательстве за распространение наркотиков, – лишение свободы сроком до 25 лет (в том случае, если торговля повлекла за собой смерть).
Сотрудники МВД, проанализировав законодательства разных стран, пришли к выводу: белорусское законодательство в отношении торговцев наркотиками не самое жесткое. В некоторых государствах за подобные преступления предусмотрена смертная казнь или пожизненное заключение. «Мы прекрасно понимаем, что человек, употребляющий наркотики, болен и его надо лечить. А дилер должен сидеть в тюрьме. Менять свое решение мы не намерены. Ведь за каждым дилером есть маленькое кладбище. И там не только наркоманы, умершие от передоза, но и разбитые судьбы, сломанные карьеры, нерожденные дети. Кто подумает о них?» – резюмировал представитель МВД.
Не читайте ребенку мораль
Среди наркоманов сегодня все больше школьников. Причем чаще всего это хорошие ребята, которые не смогли отказать сверстникам и согласились попробовать наркотики, отмечает председатель общественного совета Республиканского общественного объединения «Матери против наркотиков» Ирина Лукьянович.
Специалист призывает родителей быть более внимательными к своим детям, больше интересоваться их жизнью и при первых опасениях обращаться за помощью. Родителей должно насторожить следующее поведение ребенка: у него изменился круг общения или среди его вещей стали появляться странные предметы (трубочки, фольга, пакетики).
«Не читайте ему мораль, лучше придите к нам: мы подскажем, как себя правильно вести и чем помочь своему ребенку, – советует Ирина Лукьянович. – К нам часто обращаются родители, чьи несовершеннолетние дети употребляют наркотики недолго. Пройдя нашу программу и изменив свое поведение, они избавляются от зависимости. Если вы столкнулись с такой проблемой, не ждите, что справитесь с ней сами. Ведь наркомания – это заболевание и лечить его нужно комплексно».
Анастасия ШИРАЛИЕВА