Деревья умирают стоя: противогололедные реагенты вредят им больше, чем выхлопные газы
Деревья умирают стоя: противогололедные реагенты вредят им больше, чем выхлопные газы
Противогололедные смеси: соль вытеснила песок
Деревья и кустарники, растущие вдоль проезжей части, страдают от вредного воздействия выхлопных газов. Однако, по словам научных сотрудников Института экспериментальной ботаники им.В.Ф. Купревича НАН Беларуси, большую опасность для растений представляют противогололедные реагенты, которыми зимой дорожники щедро посыпают проезжую часть.
Как отметила начальник службы по благоустройству и содержанию объектов городского хозяйства УП «Минскзеленстрой» Анжелика Пузанкова, количество противогололедных реагентов, попадающих в почву на проспектах Победителей и Независимости, превышает норму в 17–20 раз (!). Очевидно, что для деревьев это губительная доза.
С 2004 года сотрудники Института экспериментальной ботаники контролируют состояние деревьев и кустарников, высаженных вдоль дорог. По словам заведующего сектором мониторинга растительного мира института, кандидата биологических наук Александра Судника, закономерность прослеживается четко: чем больше противогололедных реагентов используется зимой, тем хуже состояние насаждений.
«Дело в том, что в Беларуси с 1960-х годов дороги посыпают смесью песка и соли. Но если раньше доля последней в смеси составляла примерно 10%, то в последние годы дорожники практически полностью перешли на чистую соль», – пояснил Александр Судник.
Кроме того, до 2009 года в нашей стране действовал нормативный документ «Содержание автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь в зимний период», согласно которому количество соли в противогололедной смеси не должно было превышать 2 кг на 1 куб. метр. С 2009 года эта норма в документе отсутствует, и количество применяемой на дорогах соли никак не регламентируется. Больше всего от нее страдают деревья, растущие вдоль Минской кольцевой автодороги.
«Если умножить площадь МКАД (1,8 млн кв. метров) на 2 кг соли, получим 3 600 тонн. Эта норма действовала раньше. Мы увеличили ее с оглядкой на безопасность движения и получили 5 000 тонн. При таком количестве деревья хоть в ослабленном состоянии, но все-таки продолжают расти. А сколько соли высыпается на магистраль в зимний период сейчас? В отдельные годы больше 10 000 тонн», – отметил заведующий сектором мониторинга растительного мира.
Липам на проспекте Независимости плохо. Но они должны тут быть
По словам сотрудников Института экспериментальной ботаники, еще одна проблема связана с высадкой деревьев и кустарников вдоль дорог осенью. Растения, еще не успев адаптироваться, попадают под воздействие соли, в связи с чем наблюдается низкая приживаемость. При весенней высадке деревьям хватает вегетационного периода, чтобы немного прижиться и легче перенести негативные внешние воздействия.
Может показаться, что было бы проще вовсе отказаться от высадки деревьев вдоль дорог. Но, по словам Анжелики Пузанковой, между нами и проезжей частью непременно должен быть какой-то защитный барьер.
«Нужно просто отдавать предпочтение таким солеустойчивым породам деревьев и кустарников, как ясень, вяз, красный дуб, спирея калинолистная, барбарис Тунберга, боярышник и шиповник. Плюс этих растений еще и в том, что они очищают воздух», – подчеркнула специалист.
Однако не все так просто, как кажется. К примеру, на проспекте Независимости, который претендует на статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, обязательно должны расти липы. «Липа – газоустойчивая порода, ее хорошо высаживать в городе. Но проблема в том, что она абсолютно не солеустойчивая. Благодаря тонкой коре и крупным порам соль легко проникает в ткань дерева, вызывая повреждения, поэтому нужно по возможности отказываться от ее посадок вдоль дорог», – отметила Анжелика Пузанкова.
Вместе с тем липа прекрасно растет во втором ряду при многорядной посадке. «Возьмем, например, столичный проспект Пушкина. Первый ряд лип практически погиб, зато второй чувствует себя замечательно», – добавил Александр Судник.
«Безусловно, сажать деревья надо, но в том варианте, который у нас есть сейчас, это пустая трата бюджетных денег и лишняя работа, – высказала свое мнение ведущий научный сотрудник сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники, кандидат биологических наук Ирина Вознячук. – Недостаточно просто поменять технологию. Когда уйдет первый ряд насаждений, начнет гибнуть второй. Отсадим мы дерево на 1 метр дальше или поменяем породу, но при том же количестве реагентов ничего не изменится. Если мы хотим сохранить проспект Независимости с липами, нужно думать о том, какой противогололедный реагент использовать, чтобы они выживали».
К слову, в ряде стран Западной Европы в качестве противогололедного реагента используется менее вредный хлорид кальция. Александр Судник отметил, что смесям с хлоридом кальция в последнее время отдает предпочтение и российская столица. В Подмосковье даже построен завод по его производству.
«Наши дороги по-прежнему посыпаются хлоридом натрия. Это отходы производства ОАО «Беларуськалий», они очень дешевые, – пояснил заведующий сектором мониторинга растительного мира. – К нам приезжали французы и предлагали безопасный для окружающей среды реагент. Его стоимость – порядка 1 доллара за 1 кг. Если мы говорим о МКАД, то нужно «высыпать» порядка 5 миллионов. Понятно, что государство не может себе этого позволить. Требуется какая-то экспериментальная работа».
В Минске стали чаще воровать деревья на улицах
По словам Анжелики Пузанковой, в этом году участились случаи воровства деревьев и кустарников на столичных улицах. «Одно время в городе воровали всё зеленое и хвойное. Доходило до того, что нам приходилось подвязывать вновь высаженные растения к арматуре», – рассказала специалист.
Как правило, этим промышляли лица без определенного места жительства. Они воровали кустарники и на выезде из города продавали их дачникам.
На какое-то время кражи прекратились, а в этом году количество случаев воровства снова стало больше. К примеру, вечером в Партизанском и Заводском районах столицы сотрудники «Минскзеленстроя» установили контейнеры с хвойными, а с утра половины не досчитались.
Случаи кражи контейнеров с растениями фиксируются и в людных местах, к примеру, на мосту через Свислочь. Злоумышленников не спугнули даже камеры видеонаблюдения, установленные на проспекте Независимости.
«Мне кажется, что это банальный интерес: «А получится ли?» Ведь посадочный материал сегодня очень доступен: продается на всех выездах из города и трассах. Причем по вполне адекватным ценам. Зачем воровать? Но факт остается фактом», – добавила Анжелика Пузанкова.
Анастасия ШИРАЛИЕВА