400 тонн реквизита и мультинациональная команда: как Цирк дю Солей покорял Минск?
Зачем в коньки фигуристов встроены микрофоны и сколько автобусов понадобилось, чтобы перевезти весь их реквизит в Минск? Журналисты портала 1prof.by побывали за кулисами Цирка дю Солей.
Вечернее шоу начинается в 20.00, однако вся команда цирка (а это порядка 100 человек из 25 стран) на ногах с самого утра. Нужно подготовить площадку и костюмы, проверить декорации и свет, а артистам – разогреть связки и нанести макияж. В столицу знаменитая канадская труппа привезла программу «Кристал» – первую за 35-летнюю историю цирка постановку на льду.
«Человека «на софитах» у нас нет»
Экскурсия по закулисью для журналистов начинается с костюмерной. Руководитель PR-службы цирка Дженни Маллет показывает на несколько плотных рядов с нарядами, добавляя, что это лишь малая их часть. Неудивительно: за выступление артисты могут сменить образ до 5 раз! Чтобы сделать это быстро, во все вещи встроены молнии: фигуристу не приходится всякий раз снимать коньки, чтобы переодеться. Стоит отметить, что каждый костюм – а их в общей сложности около 2 тысяч – пошит по индивидуальным меркам акробатов и фигуристов, потому садится идеально.
– Многие вещи оснащены специальными проводами с индикаторами, – рассказывает Дженни. – Они позволяют камерам с потолка следить за движениями артиста и успевать за ним, даже если тот двигается слишком быстро. Поэтому у нас нет специалиста, который вручную высвечивал бы фигуры людей софитами – все это делается с помощью компьютеров. Кстати, благодаря компьютерной технологии артисты могут коньками «рисовать» картины на льду и даже писать слова.
«Стиральные машины возим с собой»
Дженни ведет нас дальше – в гримерную, открывает ящик с косметикой, которому бы позавидовала любая модница. Оттуда же достает папку с файлами, где представлены варианты макияжа. Его, кстати, делают и женщины, и мужчины. На создание нужного образа уходит от 30 до 45 минут.
Отдельно стоит сказать об обуви, тоже изготовленной специально для каждого участника труппы. Так как шоу проходит на льду, его создателям нужно было продумать, в чем выступать акробатам.
– На подошве ботинок закреплены специальные винтики, – информирует руководитель PR-службы. – Они помогают артистам не скользить при прыжках с высоты, но при этом не крошат лед.
И еще любопытный факт: в некоторых коньках установлены микрофоны. Дело в том, что звук движения лезвий по льду в определенные моменты представления становится частью его музыкального сопровождения.
Держать такое количество вещей в порядке – задача не из легких. Поэтому команда цирка берет с собой 6 стиральных машин, сушилки и специальный фен для деликатных тканей. Около 400 тонн реквизита в нашу столицу везла 21 фура.
«Если не видите музыкантов – они играют за сценой»
Возвращаясь к музыкальной теме, отметим, что цирк никогда не выступает с записанной фонограммой. В программе «Кристал» задействованы три исполнителя, которые владеют одновременно несколькими инструментами.
– Даже если вы не видите скрипача или пианиста на сцене, они все равно играют вживую, только уже за кулисами. Там для них установлены мониторы, которые показывают, что в данный момент происходит на льду, – объясняет Дженни.
Кстати, за кулисами жизнь кипит не менее бурно, чем на сцене. Здесь устроен шатер, где артисты могут переодеться, размяться на тренажерах, разогреть мышцы перед выходом на публику.
От тренировки отвлекаем нашего соотечественника, 25-летнего Кирилла Шатова. Для парня это уже второе шоу в Цирке дю Солей.
– Я мастер спорта по спортивной акробатике, – рассказывает он. – После окончания карьеры загрузил видео на сайт кастинга – по сути, это может сделать каждый. Меня выбрали. Если честно, я и на коньках не умел стоять, в Монреале, где проходят тренировки, меня за две недели обучили.
Спрашиваем у Кирилла о страхах и травмах. Говорит, перед тем как пойти на трюк без страховки, его будут отрабатывать до тех пор, пока 10 из 10 раз не будут выполнены успешно.
– В цирке совсем не так, как в спорте, – заключает акробат. – В спорте есть определенный свод правил и перечень элементов, которые ты обязан продемонстрировать. Здесь же ты сам себе художник – и мне это нравится.
* * *
Безопасная зрелищность
Захватывающие дух выступления цирковых артистов граничат с ежедневными рисками для их жизни и здоровья. Главный технический инспектор труда Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Дмитрий Соколик подчеркивает: вопросы, касающиеся безопасности, должны быть на контроле как у самих артистов, так и у организаторов их выступлений.
– В Беларуси государственные нормативные требования охраны труда для работников, занятых подготовкой и проведением цирковых представлений, установлены Правилами по охране труда для цирков (Постановление Министерства культуры № 45), – отметил он. – В документе отражены требования к установке и эксплуатации специализированного оборудования, защитных приспособлений, к использованию пиротехнических изделий. Также в постановлении рассказано о том, как обеспечить безопасность во время репетиции и разминки, выступлении на манеже, в воздухе, с участием животных.
Например, данные правила запрещают исполнять трюки над зрителями без страховки, находиться артистам на льду более 3,5 часа в течение суток, прыгать сквозь обручи с натуральными ножами или другими острыми изделиями, а женщинам выступать в качестве силовых жонглеров. Все эти и другие нюансы профсоюз держит на контроле.
Юлия КУЛИК
Фото Александра ПОБАТА