Дом, где поселится надежда. Минчанка планирует трудоустраивать пациентов с туберкулезом
Лечение болезни может занять от 9 до 22 месяцев. Обычно в этот период человек изолирован от общества и не имеет возможности зарабатывать.
«В больнице заняться нечем. Люди читают книги, помогают бабушкам по соседству»
Татьяна Макаревич – руководитель отдела управления грантами Глобального фонда Республиканского научно-практического центра медицинских технологий. О туберкулезе знает практически все. И еще больше о том, с какими проблемами приходится столкнуться тем, кто переживает или пережил эту болезнь.
– Часто пациентам с туберкулезом после выписки из стационара негде и не на что жить: от них отказываются родственники, их увольняют с работы, – рассказывает Татьяна. – На моей памяти был случай, когда уборщицу после перенесенной болезни и уже не опасную для окружающих наниматель выставил за порог, объяснив это тем, что она моет окна, а работа на высоте ей запрещена.
Подобные факты приводят к тому, что пациенты бросают обязательное лечение. На короткое время им становится лучше, но потом состояние резко ухудшается.
– Даже если у человека есть поддержка, выдержать полный курс приема нужных медикаментов самостоятельно не так уж и просто, – говорит моя собеседница. – Представьте: легкая форма туберкулеза лечится почти год. Пациенту необходимо ежедневно принимать по 4–5 основных препаратов плюс еще несколько для купирования побочных эффектов, среди которых – тяжелая депрессия, потеря слуха, проблемы с почками. Без контроля докторов, на одной только силе воли можно нарушить график приема лекарств.
Чтобы избавиться от сложной формы, потребуется до 22 месяцев. В этом случае терапию по степени ее воздействия на организм сравнивают с химиотерапией. И порой все это время – почти 2 года – человеку приходится быть в больнице.
– Я поставила себя на место пациентов: сидишь в больнице день за днем и заняться абсолютно нечем, – продолжает Макаревич. – Знаю, что многие читают книги, смотрят фильмы. Кто-то даже соглашается помочь бабушкам, живущим неподалеку, порубить дрова, поработать на грядке не столько из-за денег, сколько ради минимального общения и возможности что-то сделать. Поэтому у меня и возникла идея на базе больницы открыть социальное предприятие – «Дом надежды», чтобы у всех желающих была и отдушина, и возможность заработать копейку. Мы опросили людей, проходящих лечение, и, к нашей радости, они поддержали эту инициативу.
«Обязательной частью лечения была трудотерапия»
Татьяна рассказывает, что на создание «Дома надежды» ее вдохновил санаторий «Солнечный луч», основанный в Нидерландах еще в 30-е годы прошлого века.
– В Амстердаме в то время от туберкулеза ежегодно умирало более 10 тыс. человек, – рассказывает она. – Одной из причин широкого распространения болезни были плохие условия жизни: рабочие из разных уголков съезжались в столицу, поселялись в местах наподобие общежитий, трудились на тяжелых производствах, но при этом испытывали недостаток питания. Когда ситуация дошла до критической точки, люди стали проявлять инициативу на местах и сами решать, как бороться с болезнью. «Мы очень любим наше правительство, но не сильно на него надеемся», – объяснили такое поведение голландцев их современники.
Так как нужных медикаментов не было, на деньги профсоюзов и средства от продажи побочного продукта алмазодобывающей промышленности была открыта здравница. Помимо отличных условий проживания и питания, обязательной составляющей лечения являлась трудотерапия. Таким образом люди не отрывались от социума, постепенно шли на поправку и безболезненно возвращались в обычную жизнь.
– Думаю, результаты таких мер откликаются и в наши дни: в 2018 году в Нидерландах заболеваемость туберкулезом составляла 4,7 случая на 100 000 населения (для сравнения: в 2019 году в Беларуси заболеваемость туберкулезом составила 23,29 случая на 100 000 населения), – делится данными Татьяна Макаревич.
«Помещение и волонтеры есть. Нужен бизнесмен»
В Беларуси реализовать подобный проект планируется в больнице «Сосновка», что в Витебской области. Инициаторы «Дома надежды» уже обсудили такую возможность с представителями руководства медучреждения и даже подобрали помещение.
– Сейчас мы решаем, какую именно продукцию будут изготавливать наши работники, – делится Татьяна. – Изначально хотели выращивать экологическую еду, но со временем от этой идеи пришлось отказаться. Мы провели небольшое исследование и выяснили, что в силу недостатка информации о формах передачи туберкулеза белорусы пока не готовы покупать съедобную продукцию «из рук переболевших». Вариант со «столяркой» тоже пришлось отмести – у пациентов есть определенные ограничения по условиям работы, в частности, им нельзя вдыхать опилки.
Тем не менее выигрышная идея у Татьяны есть. Но пока ведутся переговоры о возможности реализации, наша собеседница держит ее в секрете. Есть уже волонтеры и медицинский персонал, готовые поддержать проект. А вот кого не хватает «Дому надежды», так это грамотного предпринимателя, который смог бы поставить бизнес на поток и сделать его успешным. Поисками куратора, а также источников финансирования Татьяна Макаревич озадачена сейчас больше всего. Поэтому впереди у нее много работы – с людьми, документами, финансами. И верится, что у нашей героини хватит сил довести такое нужное дело до конца. Сама она точно в этом не сомневается.
– Бывают периоды, когда у меня опускаются руки – например, когда не удается достичь понимания с партнерскими организациями, со сторонними людьми, не знающими о сути проекта. Но тогда я вспоминаю следующее: раз в квартал наша организация помогает в сборе и анализе данных по пациентам с туберкулезом по всем регионам Беларуси для расчета потребности в лекарствах. И когда в документах напротив кода пациента я вижу пометку «излечен» и осознаю, что без нашего вмешательства это было бы невозможно, чувствую, что все не зря. И для меня это очень важно.
Выноски:
- В Беларуси в 2018 г. было зарегистрировано 1 239 случаев лекарственно-устойчивого туберкулеза. 392 из них – это ранее леченные пациенты, в основном те, кто прекратил прием медикаментов.
- Туберкулез – это не болезнь социально-низких слоев населения, а следствие воздействия неблагоприятных условий: простуды, плохого питания, стрессов. Кстати, сниженный иммунитет на фоне беременности также может вызвать туберкулез.
Юлия КУЛИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ