Минску – 953! Рассказываем о первом полете на воздушном шаре над этим городом
26 сентября 1891 года в Минске началась история воздухоплавания.
Произошло это в Губернаторском саду (нынешнем парке им.М.Горького), где собравшаяся минская публика ожидала не только полет на воздушном шаре, но и прыжок с парашютом, что совсем было невероятным. Пилотом был Станислав Древницкий.
Такие полеты были небезопасны, воздушный шар был неуправляем, однако в Европе воздухоплавателям удавалось подниматься на высоту более 7 тыс. метров. Но вместе с рекордами были и жертвы, не хватало знаний полетах, да и техника была несовершенной. Но пилоты рисковали жизнью далеко не ради денег. К концу ХIX в Европе во время полетов на шарах погибло более 150 человек. Чтобы обезопасить пилота воздушного шара, Станислав Древницкий разработал собственную модель парашюта.
За 9 дней до полета над Минском Древницкий едва не погиб в Вильно. Там, когда шар наполняли дымом, за веревки его удерживали несколько десятков солдат. Один из них, чтобы не держать веревку в руках, сделал петлю и вставил туда ногу. Когда шар резко взлетел, нога осталась в петле… Тысячи людей в ужасе наблюдали за тем полетом. Под накренившимся шаром на трапеции сидел Древницкий, а внизу, головой вниз, летел привязанный солдат. Шар мог рухнуть в любой момент.
У Станислава Древницкого был парашют, но прыгать он не стал. Рискуя жизнью, Древницкий раскачал трапецию, дотянулся до солдата, схватил его и усадил к себе на колени. Так, вместе, они и опустились в поле за рекой.
Минский полет
К полету в Минске Станиславу Древницкому помогали готовиться его брат Юзеф и сестра Ольга, так же воздухоплаватели и парашютисты. За несколько часов до взлета шар укрепили на двух высоких столбах над небольшой печкой, где затем Юзеф Древницкий разжег солому. Когда шар постепенно наполнился горячим воздухом, он принял правильную форму груши.
Юзеф, Ольга и Станислав Древницкие.
В газетах было отмечено, что «шар довольно красивый, из необычной ткани, специально изготовленной для шаров. Цена его 4000 рублей. Немало на нем лат, которые свидетельствуют о повреждениях при предыдущих полетах».
Когда шар отнесли в сторону, Станислав Древницкий прикрепил к нему раскрытый купол парашюта, сел на трапецию, похожую на цирковую, крикнул «Прощайте» и взлетел под вспышки магния фотоаппаратов.
Репортеры старались запечатлеть этот исторический момент, делали заметки в блокнотах для газетных статей. Когда шар медленно поднялся в небо, за ним последовали взрослые и дети с криками и ликованьями перебегавшие с улицы на улицу.
Газета «Минский листок» писала об этом с восторгом: «Шар поднялся очень быстро и на значительную высоту. Понесло его на северо-запад. Не прошло и минуты, как он начал морщиться, наклоняться на бок… Внезапно парашют как бы оторвался от шара вместе с г-ном Древницким… Первый момент падения был особенно быстрый, затем парашют раскрылся, и падение стало затягиваться. Фигура г-на Древницкого ясно вырисовывалась на воздушном фоне и колыхалась, будто маятник… Парашют с воздухоплавателем зацепился за крышу дома, немного порвался и потом упал в реку».
Сам же отважный пилот спустился прямо на городские постройки. Очевидцы говорили, что Станислав Древницкий приземлился на крышу дома Григоровича на Крещенской улице (теперь это часть улицы Интернациональной, между улицей Ленина и улицей Я. Купалы). Такое приземление считалось вполне успешным, а воздушный шар упал в воды Свислочи.
Имена многих воздухоплавателей забылись, затерялись в старых газетах. Но некоторые достойны того, чтобы помнить о них хотя бы из-за первого полета над городом.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников