«Думала – в раю. Оказалось – жива». Выставку о холокосте и борьбе с антисемитизмом подготовили подростки
В ноябре в Исторической мастерской Минска откроется выставка о холокосте и борьбе с антисемитизмом. Ее особенность в том, что экспозицию готовили не профессиональные историки и работники музея.
Выставка – итог работы Международного проекта «Холокост в истории моей семьи», который проходил в Беларуси. Для участия в нем в нашу страну приехали представители России, Германии, Польши и Украины. На протяжении двух недель с ребятами работала интернациональная команда – художники, сценаристы, литераторы. За короткое время парни и девушки смогли не только подготовить инсталляции из фотографий и сохранившихся с военных времен артефактов, но и снять несколько фильмов. В их основе – невыдуманные истории родных, соседей, знакомых…
«Мама будет волноваться»
Одна из участниц проекта – жительница Гродно Злата Смольник. Ее прабабушка Октябрина встретила войну, когда ей было 18 лет. Не раз находилась в шаге от смерти. Спасали смелость, добрые сердца людей и… невероятная удача.
– Моя прабабушка родилась в интеллигентной семье: отец был журналистом, мама – бухгалтером, – рассказывает Злата. – Когда немцы вошли в Минск, они огородили несколько кварталов колючей проволокой и согнали туда всех евреев. С утра их выгоняли на работу, вечером – возвращали за ограду. Чтобы выжить, Октябрина тайком выходила за колючую проволоку и меняла одежду на хлеб. Если бы ее поймали – был бы неминуем расстрел.
Руководитель проекта Анна Леоненко (Берлин): «Коллективное творчество в международных группах объединяет молодых людей из разных стран и помогает им стать более открытыми по отношению друг к другу».
Однажды в конце рабочего дня евреев выстроили в шеренги прямо под дула автоматов. Октябрина поняла – это конец. Она кинулась к офицеру и по-немецки стала умолять его выпустить ее. Твердила, что попала сюда случайно, что живет в доме напротив и что «мама будет волноваться». То ли от удивления, то ли просто пожалев, офицер пропустил еврейку через оцепление. В тот день все родные девушки погибли.
– Прабабушке срочно нужно было выбираться из города, но без документов это не представлялось возможным, – продолжает Злата. – Свой паспорт ей отдала подруга Аня. Так Октябрина стала Анной – и это имя она пронесла через всю жизнь.
Одевшись по-крестьянски, Октябрина пошла в сторону границы с Польшей. Заходила в деревни, работала за еду. Ее приютила польская помещица. Взамен Октябрина доила коров, теребила лен. Позже девушка узнала, что поместье этой женщины служило базой для партизанских отрядов. А в подвале своего дома пани всю войну прятала большую еврейскую семью.
– Эта же хозяйка свела прабабушку с подпольщиками – и с тех пор она стала связной в партизанском отряде. Под видом беженки ходила по деревням, собирала сведения о передвижении фашистских войск и техники. В одну из таких «вылазок» немцы согнали всех местных, в том числе и Октябрину, в баню, заперли, пустили горячий пар. Прабабушка оказалась у самого выхода, она навалилась на дверь – и та отворилась. Немцев в деревне уже не было. Ей опять удалось спастись, – говорит участница проекта.
После войны Октябрина возвратилась в Минск в тот самый дом, где жила раньше. Устроилась переводчицей в лагере для немецких военнопленных. А вскоре встретила мужа – племянника соседей по имени Лазарь. Он вернулся из Германии всего на 10 дней и собирался в отпуск в Баку.
– Они каждый день просто гуляли, – улыбается Злата. – В одну из таких прогулок он предложил прабабушке взять паспорт. А проходя мимо загса, предложил: «Зайдем?» Она согласилась. По пути домой забежали в магазин, накупили так много продуктов, что в дверь пришлось стучать ногой. Соседка, открывая ее, ругалась: «Ты что, Лазька, с ума сошел?», а он отвечал: «Я не сошел с ума, я женился». В Баку они уехали вдвоем.
В Минск семья уже с детьми вернулась спустя 16 лет. С трудом нашли место захоронения узников гетто. Анна-Октябрина, рассказывает Злата, пошла к нему одна. Убрала, положила цветы и пролежала на могиле весь день.
Тренер проекта Василий Ядченко (Минск): «Эта открытость в будущем поможет детям выстраивать взаимоотношения как между собой, так и между нашими странами в том мире, который они построят».
«Сестра взяла только куклу»
Историей, которая зацепила сердце, поделилась и Виктория Пантелеймончук из Украины. Девушка объясняет, что тему холокоста они подробно изучали во время внеклассных занятий. В ее школе даже есть музей, экспозиция в котором меняется каждый месяц.
– Читая рассказы выживших, невозможно оставаться равнодушным, – говорит она. – Вот и меня зацепила история девочки Людмилы Блехман из Мирополя, моей ровесницы. Ее жизнь изменилась, когда город оккупировали. Фашисты заставляли людей работать: мужчин – копать ямы, женщин – помогать в больнице. Обещали, что в скором времени перевезут их в другое место. И они верили.
Верили, даже когда в дом вошли полицаи и приказали срочно собирать вещи. Родители взяли самое необходимое, а младшая сестра Людмилы – лишь куклу. Людей вывели на площадь, разделили по группам, подвели к ямам и стали расстреливать. Старшая видела, как убили ее сестру. Сама Людмила была в последней «партии». Она подошла к яме и услышала выстрел…
– Когда очнулась, первым делом подумала: «В раю, как на земле», – продолжает Виктория. – А потом поняла – жива. Выбралась из ямы, побежала к маминой подруге, а от нее – в никуда. Ходила по деревням, соглашалась на любую работу. Уже после окончания войны во время смены в столовой познакомилась с журналистом. Он, будучи евреем, искал других выживших для своих статей. Мужчина так проникся историей Людмилы, что привел ее в свою семью. Вскоре она вышла замуж за его сына.
На вопрос, почему молодому поколению интересно и важно знать историю давно минувших дней, Виктория отвечает просто:
– Надо знать прошлое, чтобы не совершать подобных ошибок в будущем.
Юлия КУЛИК
Фото предоставлено организаторами проекта