Дважды уволенная и восстановленная. К чему приведет конфликт с работодателем?
Уже год длится конфликт между работницей и руководством одного из предприятий Гомельской области. Екатерину Малахову (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) наниматель увольнял два раза, но суд при поддержке профсоюзного юриста восстанавливал ее на работе. В третий раз женщина обратилась в профсоюз из-за того, что ей не выплатили положенную премию. Будет ли поставлена точка после очередного судебного разбирательства?
На предприятии Екатерина трудится более 10 лет. В декабре 2014-го с ней заключили контракт на 4 года. Потом продлевали его дважды – каждый раз на 3 (!) месяца. А в мае прошлого года работницу уведомили, что период ее работы на этом месте заканчивается.
Для героини материала это стало неожиданностью.
Стоит отметить, что один из пунктов коллективного договора предприятия предусматривает продление или заключение нового контракта на максимальный срок с работником, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или двоих и более детей в возрасте до 16 лет (при условии, что сотрудник не нарушает трудовую дисциплину). А на иждивении у Екатерины находятся двое детей в возрасте 9 и 12 лет. Она письменно уведомила нанимателя, что готова продолжить трудиться. Несмотря на это, в июне 2019-го Малахову уволили…
Не согласившись с ситуацией, Екатерина обратилась в Гомельскую областную организацию профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. Главный правовой инспектор труда обкома отраслевого профсоюза Вадим Жаворонок помог ей составить исковое заявление в суд. В нем работница ссылалась на вышеупомянутую норму колдоговора.
Суд встал на сторону Малаховой и восстановил ее на прежнем рабочем месте. Также с предприятия взыскали 2000 рублей за время вынужденного прогула работницы и в качестве возмещения морального вреда по причине незаконного увольнения.
Попытка № 2
Наниматель продлил контракт на полгода (до окончания максимального срока действия трудового договора), но через 5 месяцев опять уведомил, что не настроен на дальнейшие трудовые отношения.
Екатерина вновь письменно выразила свое желание заключить контракт. Однако ее просьбу не услышали…
Суд и на этот раз восстановил Малахову на работе.
– Наниматель нарушил законодательство о труде, предусматривающее необходимость заключения контракта на новый срок не менее одного года, – прокомментировал Вадим Жаворонок. – Восстановив Екатерину на работе после первого суда, руководство предприятия продлило действие контракта, срок которого истек. А должно было заключить новый сроком не менее чем на один год.
За время вынужденного прогула и в качестве возмещения морального вреда с предприятия в пользу работницы суд взыскал 1603 рубля.
Премия – тоже зарплата
Сейчас Екатерина работает (с ней заключили новый контракт на год), но конфликт с работодателем продолжается. После первого восстановления на рабочем месте Малаховой три месяца не выплачивали премию, в отличие от ее коллег. Как она рассказала главному правовому инспектору труда обкома профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, руководство ссылалось на то, что выплачивать премию – его право, а не обязанность. Однако юрист пояснил, что статьей 57 Трудового кодекса (ТК) установлена обязанность нанимателя выплачивать работнику вознаграждение за труд. Премия – часть заработной платы (согласно ч.1 ст.63 ТК).
Екатерина обратилась в комиссию по трудовым спорам предприятия, но та приняла решение не в пользу работницы. Следующий шаг – суд. Тот обязал нанимателя выплатить Малаховой положенную премию – 334 рубля. (В ходе разбирательства было доказано, что трудовые обязанности в этот период работница выполняла добросовестно.)
Малахова очень надеется, что наниматель больше не будет нарушать ее трудовые права.
Ольга СИМОНОК
Фото из открытых интернет-источников