Белорусы стали охотнее проходить техосмотр. Сколько стоит процедура, и какие документы нужны для ее оформления?
Активность автовладельцев связана с упразднением государственной пошлины с 1 января.
По данным УП «Белтехосмотр», количество выдаваемых разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении всего за 2 недели 2021 года выросло в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– За 15 дней января выдано 97 947 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Из них в отношении физических лиц – 91 511 (93,4% от общего количества). Для примера, за аналогичный период января 2020 года выдано 27 833 разрешения, за весь прошлогодний январь – 55 782 разрешения, за январь 2019 года – 72 485 разрешений, – сообщает пресс-служба предприятия.
В «Белтехосмотре» связывают выросшую активность автовладельцев с тем, что с 1 января для прохождения государственного технического осмотра оплачивать госпошлину не нужно. Однако в Беларуси появился транспортный налог, который следует платить даже за не участвующие в дорожном движении авто.
В чем привлекательность нового транспортного налога?
В Беларуси действуют 226 диагностических станций. Несмотря на это, количество желающих пройти техосмотр постоянно падало, начиная с 2015 года. Рост прохождений техосмотров в этом году связан, прежде всего, со стоимостью налоговых ставок, которые по сравнению с действующими ранее ставками госпошлины снизились в среднем на 25% для физических лиц и 15% для организаций.
По данным Министерства финансов, налог взимается за год исходя из физических параметров авто и фактического времени владения транспортным средством. Кроме того, нововведения предусматривают более глубокую дифференциацию ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т путем применения шага 250 вместо 500 кг. Вместе с тем ставки налога для пенсионеров снижены на 50%, для инвалидов III группы – на 25%. Также органы местного управления и самоуправления могут получить право полностью или частично освобождать от транспортного налога физлиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Теперь не признаются объектом налогообложения транспортные средства, зарегистрированные до 1 января 1992 года либо дата регистрации которых не может быть установлена.
Особенность переходного года
Поскольку 2021 год является переходным для внедрения системы взимания транспортного налога в полной мере, некоторое время можно будет воспользоваться рядом особенностей.
Так, налог не взимается в отношении транспортных средств, снятых с учета с 1 января до 1 июля 2021 года.
Сумма налога по всем транспортным средствам в настоящий момент составляет 29 рублей (1БВ) и является авансовым платежом за 2021 год. В 2022 году этот платеж будет зачтен при уплате налога за 2021 год с учетом фактического времени владения физлицами транспортными средствами.
Лица, заплатившие в 2020 году госпошлину, не будут платить транспортный налог до истечения срока ее действия.
Налог в 2021 году надо заплатить не позднее 15 декабря. Соответствующее извещение налоговые органы направят гражданам не позднее 1 ноября 2021 года.
В Министерстве финансов рассказали, что в результате такой трансформации решится вопрос справедливого участия всех собственников транспортных средств в участии расходов государства на дорожную инфраструктуру. Годовая сумма налога по так называемым народным автомобилям (масса 1-1,5 т) в среднем составит около 60-80 рублей в год.
Напомним, обязанность проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, закреплена статьей 33 Закона «О дорожном движении». Кроме того, согласно ПДД, утвержденным указом от 28 ноября 2005 года № 551, водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем техосмотр и процедуру выдачи разрешения на допуск.
Без сертификатов на лобовом стекле
В Беларуси отменен ряд административных процедур, что значительно упростит жизнь автомобилистам. Так, с 1 апреля белорусским водителям больше не нужно будет оформлять сертификат о прохождении техосмотра. Кроме того, отменены талон к водительским правам и медсправка для прохождения техосмотра. Данные меры предусмотрены Указом № 492.
Теперь для прохождения техосмотра автовладельцам необходимо иметь при себе водительские права, страховку, свидетельство о регистрации и разрешение на допуск к участию транспортного средства в дорожном движении. Сертификат о техосмотре и талон к правам останутся в прошлом.
– Отменить талон к правам стало возможным благодаря автоматизированной информационной системе. Теперь инспекторам ГАИ просто нет необходимости оставлять отметки о нарушениях ПДД в талоне к правам, потому что данные о нарушениях автоматически заносятся в новую систему, к которой у всех сотрудников ГАИ есть круглосуточный доступ, – рассказал начальник УГАИ МВД Дмитрий Корзюк.
Сертификаты еще будут выдаваться до 1 апреля – до официального опубликования указа, а после этой даты водителям будут выдавать только разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Разрешение будет нового образца. Водители смогут предъявлять сотрудникам ГАИ только это разрешение, которое уже не нужно будет наклеивать на лобовое стекло.
Еще одним важным нововведением стала отмена медсправки для прохождения техосмотра. Пока ее отменили только для физлиц.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА