Что такое фудшеринг, или Как немцы «спасают» еду
В духе «думай глобально, действуй локально» в Германии для решения проблемы пищевых отходов основали массовую инициативу фудшеринг, ставшую популярной во всем мире.
Излишки – для самовывоза
Согласно исследованиям Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), ежегодно треть произведенных в мире продуктов питания выбрасывается в отходы.
Только в Германии выбрасывают более 11 млн тонн пригодных к употреблению продуктов питания. И немецкое правительство приняло программу мер по сокращению этого количества к 2030 году в два раза.
Не дожидаясь действия властей, в 2012 году в Кельне возникло движение фудшеринг (от английского food – еда и share – делиться). Появилась и онлайн-платформа foodharing.de, позволяющая частным лицам делиться едой, которую в противном случае они бы выбросили. Например, потому что слишком много купили или собрались в отпуск.
На веб-карте организации показано, где находятся магазины-участники движения, предлагающие излишки продуктов для самовывоза. Люди, заинтересованные в приобретении этой еды, могут зарегистрироваться на веб-сайте, пройти короткий опрос, затем посетить магазин в определенное время и забрать излишки еды. Этих добровольцев называют «фудсейверы».
Спасти еду: миссия выполнима
Фудсейверы действуют не из экономии своих расходов, а ради «спасения» еды. Это значит, они не дают магазинам выбросить продукты питания с истекающим сроком реализации, годности или с деформированной упаковкой. То же самое касается и выпечки в булочных или кафе.
Как правило, волонтеры собираются перед закрытием булочной, где на полках остается немало нераспроданной выпечки: булочки с колбасой или сыром, пицца, пончики, круассаны либо хлеб. С позволения сотрудников булочной, они бесплатно забирают часто еще теплую выпечку и таким образом спасают ее от мусорного контейнера.
По часу-полтора волонтерам приходится проводить в больших супермаркетах, спасая еду, хотя на такие магазины, как и на заведения общепита приходится не более 5% от всех выбрасываемых продуктов в Германии. Большую часть – 61% выбрасывают обычные потребители.
Подсчитано, что по состоянию на апрель 2020 года движение «Фудшеринг Германия» сэкономило более 32 тонн продуктов питания, при этом почти 73 тыс. волонтеров-фудсейверов забрали продукты почти в 7 000 магазинах-партнерах.
И собрать, и поделиться
Кроме того, движение и его члены предоставляют такие места, как общественные холодильники и складские помещения, которые фудсейверы могут затем использовать, чтобы поделиться излишками еды со всеми. Участники, которые делятся едой, называются «фудшерирами».
Среди волонтеров многие и фудсейверы, и фудшериры – не только собирают излишки еды, но и делятся ими. Такие продукты не берут продовольственные банки и другие благотворительные организации. У них довольно жесткие требования: принимают только большие партии продуктов и не могут брать товары с истекшим сроком годности, другими ограничениями.
Фудшеринг организован на местном уровне и потому более гибок. Его члены могут собрать небольшое количество излишков еды, например, несколько буханок хлеба или немного фруктов и овощей. Также они способны действовать быстро и, например, «спасти» мороженое, если морозильная камера магазина неожиданно вышла из строя.
Инициатива бережного обращения с едой быстро распространилась во многих стран Евросоюза, где правительства задумываются о мерах по сокращению количества выбрасываемой еды. С недавних пор в Чехии и Франции введены законы, по которым крупные супермаркеты обязаны отдавать благотворительным организациям продукты в деформированной упаковке и с истекающим сроком реализации. В противном случае им грозит крупный штраф.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников