В одной работе может быть до 60 цветов. Рассказываем, как не заскучать на пенсии
Супруги Артюшенко из городского поселка Телеханы Ивацевичского района Брестчины 47 лет вместе. В прошлом оба – педагоги высшей категории, в настоящем – и он, и она умело реализовывают себя. Вышитые картины и рушники Людмилы Дмитриевны выставлялись даже в парламенте страны. Прозу и поэзию Вячеслава Александровича легко найди в сети.
Ложится строка за строкой…
– Не поверите, писать стал благодаря котам, – не то в шутку, не то в серьез заявляет Вячеслав Александрович. – Они среди ночи на улицу просятся, а я, проснувшись, уснуть больше не могу. И вынужден чем-то заниматься. Но если быть честным, стихи сочинял давно, со школьной поры, просто всегда это скрывал. В юности потому, что не престижно было, чтобы пацан писал «вершы». Потом на какое-то время и вовсе забыл о своем увлечении.
И хотя у героя повествования техническое образование, но вся его трудовая биография связана с образованием: сначала в Телеханской средней школе преподавал физику, затем работал завучем местного УПК. Не раз был отмечен грамотами и благодарностями, в том числе, лично Министром образования. После ухода на пенсию снова стал писать. Вячеслав Александрович с присущим ему чувством юмора выдвигает очередную версию, побудившую его взяться за перо.
– Люда очень много времени уделяет своему хобби. И у меня открылся талант – не мешать ей. А не мешать, значит, самому чем-то заниматься. Так занялся сочинительством в стол. Это потом старшая внучка Виктория, кстати, тоже пишущая и тоже учитель, уговорила меня делиться своим творчеством с другими. Так я попал в Интернет, есть своя страничка в «Одноклассниках», где выкладываю стихи, – поделился собеседник и на этом в рассказе о себе поставил точку, дескать, хватит о нем, вот у жены – истинный талант. О ней надо писать.
Вышиты Иисус и Сиктинская мадонна
Людмила Дмитриевна тоже скромничает и говорит, что никакой это не талант, просто гены бушуют: ее бабушка ткала, все тети были искусными вышивальщицами, вязальщицами, мама умела и любила шить. Среди таких родственников нельзя было вырасти белоручкой.
– Когда перешла работать воспитателем в Телеханскую школу-интернат, появились стимулы вспомнить семейные традиции. Да и детей надо было чем-то занимать, – повествует о процессе становления своего увлечения Людмила Дмитриевна и начинает выносить в комнату многочисленные работы – вышитые картины и рушники.
Рассказывает, что начинала с маленьких картин, называет их открытками и отмечает, что удовлетворения от них сама не получала. Более интересными оказались большие работы с впечатляющей цветовой гаммой. Скажем, на одной из картин умело сочетаются 6 оттенков коричневого, а вообще Людмила Дмитриевна может использовать в одной работе от 30 до 60 цветов.
– Эту мою работу многие называют «Арабские глаза». Но приглядитесь, глаза-то голубые, значит, не арабские. Спрашиваете, какие? А любые, не обязательно определять их национальность, лучше назвать выразительными, «говорящими», – подчеркивает собеседница.
От работ Людмилы Артюшкевич и в самом деле трудно оторвать глаза. Вышитых икон много, и каждая из них настолько «говорящая», что диву даешься, как нитка можно так тонко, так ярко передавать образы? Людмила Дмитриевна секретов не держит и охотно рассказывает, сколько труда приходится приложить, чтобы конва заговорила, чтобы лица получались живыми, взгляд – осознанным.
Рушник как откровение души
Трудолюбивыми руками Людмилы Дмитриевны вышито около полусотни рушников. Не все они в коллекции героини повествования: что-то подарено местным Дому культуры и храму, парламенту страны, где выставлялись работы, родственникам, друзьям, но ни один не продан – это принципиальная позиция вышивальницы. Каждый рушник – это откровение души. Сначала Людмила Дмитриевна вышивала, не задумываясь о сакральном смысле вышивки, а когда стала много читать на эту тему, поняла, что рушники – это космос наших предков, в каждом стяжке, в каждом крестике таится глубинный смысл.
– Узор – это код – добра, любви, достатка, удачи, здорового потомства. Потому-то в старину каждая девушка и вышивала рушники сама для себя, для свой семьи, закладывая в узор свое видение жизни. Узор является азбукой с многотысячной историей, с помощью которого закладывается программа жизни, – объясняет мастерица.
Как линии судьбы на ладони, так и узор на рушниках. По нем знающему человеку легко прочесть характер, ум, сноровку вышивальщицы. В народе говорят, что рушник – дорога на небо, поэтому им украшают иконы, рушнику в доме отводятся почетные места.
– Белорусский орнамент отличен от других, в нем только два цвета – либо белый и красный, либо черный и красный. Многоцветье характерно для Украины и южных районов Гомельщины. В современной вышивке на рушниках появились и другие цвета – голубой, зеленый, но на старинных изделиях вы их не встретите, – просвещает собеседница и демонстрирует свои дивные, завораживающие взгляд рушники, отдающие теплом, светом и добром.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото Валерия КАРТУЛЯ