Ребенок идет в первый класс. Как помочь ему адаптироваться в школе
С 1 сентября жизнь большинства детей изменится: отдых нон-стоп останется в жарком лете, а ему на смену придут учеба и строгий режим. С какими проблемами могут столкнуться первоклассники и как родителям помочь им адаптироваться к новым условиям? Об этом рассказывает психолог Городского клинического психиатрического диспансера г. Минска Анастасия Зюзькина.
«Синдром 7 сентября»
Многие первоклассники с предвкушением ожидают начала учебы, однако уже через неделю школьных занятий начинают жаловаться на плохое самочувствие, становятся вялыми и плаксивыми. У некоторых даже нарушаются сон и аппетит, у кого-то появляется раздражительность и вспыльчивость. Психологи называют подобное поведение «синдромом 7 сентября». Такова психологическая реакция ребенка, которому трудно осознать, что от игр ему нужно перейти к сидению за партой и дисциплине. Некоторые ребята пытаются протестовать, хотят обратно в детство. Как правило, это проходит через полтора-два месяца.
– Самое важное для родителей в подготовке детей к 1 сентября – это научить их быть более-менее самостоятельными, – подчеркивает Анастасия Зюзькина. – В частности, первоклассник должен уметь одеться сам, завязать шнурки, застегнуть пуговицы, прибраться в комнате, поесть. Также будет лучше, если родители заранее смогут скорректировать режим дня, подстроив его под школьный. Тогда ребенок будет чувствовать себя привычно и ему проще дадутся учебные нагрузки.
Хвалить, поддерживать и не пугать учителями
– Не следует оставлять ребенка один на один с новыми условиями, – отмечает Анастасия. – Обязательно интересуйтесь, как прошел день первоклассника, что он сегодня узнал интересного, чем занимался.
Стоит донести до ребенка мысль: оценки – это важно, но они не влияют на ваше отношение и любовь к нему. Больше слушайте и хвалите пусть за небольшие, но такие значимые успехи.
Психолог подчеркивает: отнеситесь с пониманием к стремлению ребенка выполнять «как сказала учительница». Не умаляйте авторитет педагога и не создавайте его пугающий образ, а свои опасения по поводу несовершенства школьной программы отложите на несколько лет. Также не стоит запрещать первокласснику брать в школу любимую игрушку – она будет давать терапевтический эффект: напоминать о доме, привычной обстановке и таким образом снижать стресс.
Кому собирать рюкзак?
Когда дело касается сбора рюкзака, родители нередко уходят в две крайности. Одни полностью берут дело в свои руки, понимая, что ребенок может забыть книгу или пенал. Другие же с первых дней поручают эту задачу первокласснику и сердятся, если он не справляется.
– Родители должны понимать, что собрать рюкзак – дело действительно непростое: это достаточно сложный органайзер. Если ребенок что-то оставит дома, он, вероятно, не сможет вместе с остальными учениками класса выполнять задания. Как следствие – стресс, потерянность, чувство беспомощности и страх будущих неудач. Поэтому, прежде чем поручить сбор рюкзака первокласснику, нужно убедиться, что он умеет это делать, – советует Анастасия.
Первое время лучше собирать портфель взрослому, объясняя ребенку, какие вещи нужно брать и в какой последовательности. При этом подчеркивайте: вы – лишь временный помощник, поэтому слушать вас надо внимательно. Постепенно предлагайте помогать вам. Например, пусть он подает книги, а вы будете класть их в портфель. Дальше – разделите обязанности: соберите форму для физкультуры, пока ребенок будет складывать книги. После этого переходите к режиму наблюдения: будьте рядом, когда ваше чадо упаковывает сумку. Если справляется – можете доверить ему это важное дело без контроля.
Все еще ребенок
Многие родители ошибочно полагают, что с началом школы детство заканчивается. И к основным подключают дополнительные занятия: английский, фортепиано, бокс. С одной стороны, ребенок при деле, но с другой – у него не остается времени… побыть маленьким. А ему все еще необходимо играть, баловаться и общаться со сверстниками вне школьных стен.
– Считается, что умственная работоспособность более продуктивна с 8:00 до 11:00 и с 16:00 до 18:00, – акцентирует внимание психолог. – После уроков важно, чтобы ребенок пообедал, а потом был занят подвижными играми около трех часов (не сидя у телевизора и не с телефоном в руках!). После можно приступить к домашним заданиям – но делать их не более часа. Не забывайте про полноценный сон, утреннюю гимнастику и правильное питание.
Готов ли ребенок к школе?
Отдавать ли ребенка в школу в 6 лет или лучше переждать год? Анастасия Зюзькина советует смотреть не на возраст и даже не на умение читать и считать.
– Случается, что малыш знает буквы, цифры, может сравнивать и обобщать объекты, хорошо разговаривает и легко идет на контакт, но психологически остается ребенком, который не готов выдержать учебный день, – поясняет она. – Поэтому очень важно учитывать именно личностный фактор. Ребенок хочет в школу только из-за новеньких тетрадей, портфеля и красивого костюма или все же его тянет к знаниям? Готов ли он не обижаться на замечания учителя, а стараться исправлять их? задает ли вопросы по делу? может ли жить по школьным правилам? Если родители не в состоянии сами ответить на эти вопросы, я бы посоветовала обратиться к психологу, который устроит своеобразный экзамен – но не на знания, а на эмоциональную готовность к новой жизни.
Юлия КУЛИК
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА и из открытых интернет-источников