Наверх

Опыт Германии: можно ли сделать текстильное производство более экологичным

23 января 2019

«Жизненный цикл» вещи

Текстиль является крупной статьей экспорта многих стран, в особенности – государств с развивающейся экономикой. Заглянув в прошлое, можно увидеть, что текстильный сектор всегда был первым на пути к устойчивой индустриализации, и, следовательно, раньше других устаревал и нуждался в модернизации.

За последние 18 лет производство текстиля увеличилось практически в 2 раза и до сих пор продолжает расти. Сегодня в отрасли трудятся от 60 до 80 миллионов человек по всему миру, большинство из которых – женщины.

В то же время перед текстильным сектором по-прежнему стоит множество социально-экономических и экологических вызовов. К первым можно отнести низкую зарплату работников, использование детского труда, небезопасные рабочие места.

Что касается экологического аспекта, то производство текстиля является вторым в мире загрязнителем после нефтегазовой отрасли. Дело в том, что текстильный сектор базируется на невозобновляемых ресурсах, поскольку для производства синтетических нитей используется нефть.

Кроме того, для выпуска текстиля требуется огромное количество воды – порядка 93 млрд кубических метров. Очень много уходит ее на выращивание хлопка. В то же время на долю текстильной промышленности приходится порядка 20% мирового индустриального загрязнения воды. К слову, отрасль является основным источником загрязнения мирового океана пластиком.

Также для текстиля характерна линейная модель производства. К примеру, если пластиковую бутылку в последствии можно переработать, то вещи заканчивают свою «жизнь» либо на свалке, либо на мусоросжигательном заводе. Дело в том, что технологий, позволяющих перерабатывать вместе вещи с разным составом, пока нет.

К тому же мы живем во времена fast fashion (с англ. – быстрая мода. Прим. 1prof.by), когда одежда очень быстро выходит из моды и срок ее службы сильно сокращается. Fast fashion предполагает выпуск большого количества вещей низкого качества. При этом чем ниже качество материала, тем сложнее его переработать. Таким образом, производители попросту снабжают свалки и мусоросжигательные заводы вещами, которые, во-первых, произведены ресурсоемким способом, во-вторых, негативно отражаются на состоянии экологии.

В идеале же вещь должна быть создана так, чтобы в конечном счете ее можно было бы успешно переработать. Некоторые производители уже пришли к этой идее. Так, например, шведская компания Н&М до 2030 года планирует всю выпускаемую одежду сделать циркулярной.

Однако над экологическим аспектом задумываются далеко не все производители. Большинство из них руководствуются принципом: выпустил вещь, максимально быстро ее продал (пока не изменились тренды) и произвел следующую.

На решение этой проблемы направлены новые бизнес-модели, к примеру, сервисы аренды одежды. Они предлагают взять вещь во временное пользование, а потом вернуть. Затем ей придадут товарный вид и снова сдадут в аренду, но уже по более низкой цене. Это решение особенно актуально для детской одежды.

С заботой о трудящихся

Поскольку Германия является одним из крупнейших поставщиков текстиля, федеральное правительство считает, что должно нести ответственность за негативные последствия его производства. С этой целью Министерство экономического сотрудничества и развития Германии инициировало переговоры политиков, производителей, представителей профсоюзов и бизнес-ассоциаций. Итогом диалога стало создание некоммерческой организации Партнерство для устойчивого текстиля (GIZ). Изначально участие в объединении было добровольным – также, как и обязательства, взятые членами союза. Но после трагического случая, произошедшего в Бангладеше в 2014 году, когда в здании швейной фабрики обрушилась крыша и более 1000 работников погибли, некоторые участники Партнерства высказались о том, что практику добровольных обязательств нужно прекратить.

Чтобы улучшить условия труда и сделать производство более экологичным, необходимо разработать и внедрить определенные стандарты. И только компании, готовые им следовать, имеют право выйти на рынок. Диалог на эту тему ведется по сей день.

В состав Партнерства для устойчивого текстиля вошли 126 участников, половина из которых – представители немецкого рынка розничной торговли. Их усилия направлены на то, чтобы улучшить социально-экономические и экологические условия, в которых существует текстильная промышленность.

Эта амбициозная цель предусматривает изменения на всех этапах производства: начиная с момента выращивания сырья и заканчивая продажами готового продукта.

«У нас есть три основных направления работы. Первое – индивидуальная ответственность, то есть каждый участник объединения должен воплощать в жизнь дорожную карту. Второе – коллективная вовлеченность, когда компании совместно реализуют инициативы в разных странах, например, стараются улучшить условия труда текстильщиков в Южной Индии. Третье – взаимная поддержка. Ведь партнерство – это платформа для диалога его участников», – подчеркнул представитель организации Андреас Эдель.

Всех участников GIZ разделили на тематические группы: производители, представители розничной торговли, негосударственные общественные организации. Для каждой из них были разработаны анкеты. Основываясь на полученной информации, компании разработали дорожные карты, где прописали основные задачи и сроки их выполнения, к примеру, отказаться от использования химикатов при производстве текстиля и наращивать производство устойчивого хлопка (до 2025 года его доля в общем объеме должна составить 70%).

Ежегодно все участники Партнерства готовят отчеты о выполнении своих дорожных карт. Начиная с прошлого года, дорожные карты публикуются в открытом доступе, а с 2019-го на общественное обозрение должны быть выставлены и сами отчеты. Таким образом, любой желающий может оценить результаты работы компании.

К слову, немецкие корпорации уделяют большое внимание соблюдению прав работников как в своей стране, так и за ее пределами – вдоль цепочек поставок и формирования стоимости.

В стране принят национальный план действий в области бизнеса и прав человека. Согласно документу, до 2020 года как минимум 50% всех компаний, находящихся в Германии и имеющих свыше 500 сотрудников, должны интегрировать в свои бизнес-процессы 5 основных элементов обязанностей, связанных с заботой о человеке (честные условия труда, перспективы для молодежи и т.п.).

Затем эти компании должны опубликовать соответствующее программное заявление, выявить и предотвратить возможные вредные последствия своей предпринимательской деятельности на права человека.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024
Все новости