Как выбрать безопасный товар и не стать жертвой недобросовестных производителей
Приходя в магазин, многие из нас теряются от большого разнообразия продуктов и товаров. Какой из них будет натуральным и безопасным для здоровья? Ответить на этот вопрос обывателю довольно непросто.
«Конечно, покупатель – не химическая лаборатория, ему не под силу просканировать состав каждого крема для рук и решить, какой выбрать. К тому же исходящей информации на этикетке бывает недостаточно, чтобы сделать аргументированный выбор в пользу одного или другого продукта», – отметила руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова.
Эксперт привела распространенные мифы о потребительских товарах, а также рассказала о правилах, которые следует взять на вооружение.
Миф № 1: все химические вещества, содержащиеся в потребительских товарах, – абсолютно безопасны для меня и окружающей среды, поскольку регулируются законодательством
В качестве одного из ярких примеров Дарья Чумакова привела химическое вещество триклозан, входящее в состав антибактериального мыла, гелей для душа и других моющих средств.
Сегодня мир пришел к выводу, что триклозан следует запретить, поскольку он небезопасен для здоровья человека и окружающей среды – уничтожает как вредные, так и полезные бактерии, оставляя организм фактически беззащитным. Кроме того, это химическое вещество способно вызывать аллергию и устойчивость к антибиотикам, а также негативно отражаться на функции щитовидной железы и репродуктивном здоровье человека. При этом, попадая в сточные воды, триклозан загрязняет водные экосистемы.
«Все сошлись во мнении, что это вещество нужно запретить к использованию в потребительских товарах. К примеру, в США уже действует подобный запрет. Но законодательство меняется очень медленно и потребуется как минимум несколько лет, прежде чем мы приблизимся к запрету триклозана. То же самое касается асбеста, парабенов и бисфенола А», – пояснила руководитель программы по экологически дружественному образу жизни.
Вообще, миф о том, что составы продуктов безопасны, прочно укоренился в нашем сознании, и производители им успешно пользуются, вынося на лицевую сторону этикетки информацию об отсутствии критичных ингредиентов.
Из-за быстрого темпа жизни многие из нас забегают в магазин ненадолго и оценивают свойства товара именно по его этикетке: «Нет силиконов, парабенов и отдушек? То, что надо, – беру». Однако это вовсе не гарантирует, что вредных веществ действительно нет в составе продукта.
В пример Дарья Чумакова привела пластиковые детские игрушки с надписью на упаковке «без ПВХ». Внимательно изучив этикетку, можно увидеть в составе меламин, который является аналогом поливинилхлорида.
«Еще один пример – детский порошок. На лицевой стороне упаковки производитель пишет, что этот товар «гипоаллергенный, бесфосфатный, с нейтральным ароматом». Но в составе мы видим родственные химические вещества – фосфонаты, которые вызывают «цветение» воды и приводят к повышению чувствительности гидролипидного слоя кожи», – рассказала эксперт.
Все эти обещания коррелируют с нашим добрым желанием купить что-то лучшее для себя и более безопасное для окружающей среды и, конечно, отвлекают нас от самого важного – чтения состава.
Чтобы не попасть в ловушку производителей и маркетологов, всегда обращайте внимание не столько на «лицо» товара, сколько на его состав, указанный на оборотной стороне.
Попробуйте руководствоваться списком критичных ингредиентов, которых не должно быть в «чистом» составе. Найти его можно в интернете. Особенно актуально это при выборе товаров для аллергиков, детей, пожилых, а также людей со слабым здоровьем.
Миф № 2: натуральные и органические товары более безопасны
Нередко на товарах можно увидеть надписи: «100% натуральный продукт», «зеленый», «органический». Однако это не повод верить таким заявлениям, отмечает эксперт. Ведь подобные обещания вовсе не исключают того, что в составе не будет химических синтетических веществ: консервантов, красителей или отдушек.
Все, что нужно сделать покупателю, – просто перевернуть упаковку и почитать состав. Если в нем действительно есть натуральные компоненты, то их, как правило, можно легко определить: они не выглядят, как химические элементы, даже если состав промаркирован по международной классификации.
Также один из надежных инструментов, позволяющих потребителю, не читая состав, сориентироваться, не содержит ли продукт критичных веществ, – знать и понимать экологическую маркировку товара. Она позволяет проверить, действительно ли товар является «чистым». Ведь в последнее время на рынке встречается много фальсификатов, когда европейская экологическая маркировка наносится как обычная картинка. Производитель идет на такой шаг сознательно, рассчитывая, что покупатель воспримет ее как экомаркировку.
Чтобы не стать заложником своей доверчивости, в идеале надо знать, как выглядит экомаркировка, и помнить правила ее нанесения. Ведь только правильно оформленная маркировка, присутствующая на этикетке, и ее наличие в реестре на сайте гарантируют, что товар действительно экологически сертифицирован.
«Критично относитесь к заявлениям об экологичности товара, перепроверяйте эту информацию. Для этого можно обратиться на сайт производителя либо спросить у него напрямую», – рекомендует Дарья Чумакова.
Миф № 3. Чем дороже товар, тем он лучше
По словам эксперта, это миф и не имеет ничего общего с действительностью и возвращает нас к первому правилу: читайте состав. Даже если у вас не хватит терпения и сил дочитать перечень на этикетке до конца, просто посмотрите, какие ингредиенты стоят на первых позициях, – их в составе будет больше. Это поможет вам понять, не заигрывает ли с вами производитель, обещая натуральный экологически чистый продукт по баснословной цене.
Миф № 4: на этикетке всегда полностью указан состав, поэтому я всегда могу увидеть в нем критичные ингредиенты
К сожалению, всё совсем не так. Даже если вы стали покупателем-профессионалом и постоянно читаете состав, это еще не гарантирует вам успеха. Обычно парфюмерная композиция стоит в списке одной из последних. К тому же производители, как правило, не указывают, какую именно отдушку они используют.
Существует примерно 5 ингредиентов из группы отдушек, которые обязаны выноситься на лицевую сторону товара, поскольку являются сильными аллергенами. Обычно люди, которые сталкиваются с такой проблемой, о них хорошо знают. Однако это не повод всем остальным потребителям оставаться в неведении.
Если вас что-то смущает в составе товара или происхождении материала, из которого он изготовлен, задайте вопрос производителю, советуют экологи. Все исходные данные можно найти на этикетке товара. К сожалению, обычно это стоит немалых усилий и на ответ может уйти много времени.
«Один из недавних трендов – узкая специализация товара. К примеру, в последнее время на рынке появились зубные пасты для беременных. Хотя по составу они ничем не отличаются от обычных. Это уловка, на которую идут производители, чтобы продать свой товар. Будьте покупателем-профессионалом. Пользуйтесь принципом минимализма и разумной необходимости. Эти простые правила помогут вам выбрать действительно безопасный товар», – посоветовала Дарья Чумакова.
Анастасия ШИРАЛИЕВА