Когда в Европе наступит эра электромобилей?
Согласно последнему отчету об альтернативных автомобилях, выпущенному организацией европейских производителей автомобилей ACEA, за три квартала 2018 года в Германии было зарегистрировано 24 700 электромобилей, 20 300 во Франции, 15 300 – в Нидерландах. Но первое место уверенно держит Норвегия, где количество зарегистрированных «авто на батарейках» достигло 31 400.
В сравнении с этими цифрами количество электромобилей в других странах Европейского Союза выглядят довольно скромно: 411 таких автомобилей было продано в Польше, 468 – в Румынии, 469 – в Чехии и 867 – в Венгрии.
Продажи электромобилей на крупнейших европейских рынках остаются ниже ожидаемых. В первой половине 2018 года в Германии регистрация таких авто увеличилась почти на 69%, но, согласно данным Национальной платформы по электромобильности (NPE), цель правительства – миллион «электриков» на дорогах – в 2020 году нереализуема.
«Мы должны честно сказать, что, несмотря на весь прогресс в области электромобильности, некоторые вещи происходят немного дольше, чем мы ожидали 8 лет назад», – сказала канцлер Ангела Меркель, анализируя NPE.
Основными препятствиями для достижения цели по-прежнему остаются высокие цены на электромобили по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, слишком маленький радиус действия и нехватка зарядных станций. Согласно информации, предоставленной Федеральной ассоциацией по энергетике и управлению водными ресурсами Германии, для поддержания 1 миллиона электромобилей требуется 70 тысяч обычных зарядных станций и 7 тысяч быстрых зарядных устройств. На сегодняшний день в Германии всего 13 500 общедоступных зарядных станций из которых лишь 13% могут быстро зарядить машину, а именно эта услуга наиболее востребована водителями.
Проблема нехватки зарядных устройств актуальна во всей Европе. По данным ACEA, в 4 странах Евросоюза расположены 76% от всех зарядных станций: 28% в Нидерландах, 22% в Германии, 14% во Франции и 12% в Великобритании.
В середине прошлого года наименьшее количество пунктов зарядки было на Кипре – всего 36, в Греции – 38, в Литве – 73, в Болгарии – 95, на Мальте – 97 и в Румынии – 116.
По оценкам ACEA, общее количество зарядных устройств в Евросоюзе составляет около 100 тысяч. В августе 2018 года Европейская обсерватория альтернативного топлива (EAFO) насчитывала более 150 тысяч пунктов по всей Европе. Однако этого недостаточно, ведь ожидается увеличение доли электромобилей на рынке, обусловленное введенными Европейским парламентом ограничениями на выбросы CO2.
К 2025 году потребуется как минимум 2 миллиона пунктов перезарядки, то есть за 7 лет необходимо увеличить количество существующих в 20 раз. Весьма вероятно, что следующим барьером в развитии станет скачок цен на электроэнергию. Пока европейский рынок электромобилей далек от планируемых перспектив. Как показали результаты опроса, лишь 25% немцев и 19% французов планируют в ближайшие время купить электрокар.
Сергей КИРИК