Эксперт: «Важны не только умения соискателей, но и их личностные качества»
– По официальным данным Минтруда, в 2018 году в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратились 188,1 тысячи человек, из них 112,4 тысячи зарегистрированных в качестве безработных. Выше по сравнению с прошлым годом стал и спрос на рабочую силу. Так, на конец сентября имелись сведения о наличии 79,2 тысячи вакансий, что на 42,8% больше, чем в аналогичный период 2017-го. Светлана, расскажите, какие специалисты в этом году были самыми востребованными и кому трудоустроиться было сложнее?
– На протяжении всего года наниматели активнее всего искали специалистов для отраслей продаж и информационных технологий, а также простых рабочих. Причем если в I квартале этого года в структуре вакансий рабочий персонал был на 5-й позиции по востребованности, то во II и III кварталах поднялся сразу на вторую позицию, обогнав даже сферу IT. На сегодняшний день много вакансий открыто для водителей и других сотрудников транспортной, логистической и производственной сферы. Чего не скажешь о сфере страхования, юриспруденции, науки, искусства и масс-медиа – специалисты этих областей на рынке труда нужны меньше всего.
Поиском работы в последние месяцы активнее всего занимались студенты и молодые специалисты, а также представители направлений «Продажи», «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы», «Производство» и «Транспорт, логистика». Конкуренция среди специалистов этих сфер сейчас высокая, но в целом на рынке труда она постепенно снижается и за текущий год, например, составила 6,3 резюме на 1 вакансию.
– А как в этом году обстоят дела с трудовой дискриминацией? Насколько я знаю, в прошлом году вы проводили опрос среди населения страны и пришли к выводу, что с проявлениями дискриминации на работе в той или иной степени сталкиваются 90% женщин.
– Да, тогда мы опросили 1 519 человек. Чаще всего дамы жаловались на то, что работодатели задавали им на собеседовании вопросы личного характера. Например: «Замужем ли вы?», «Планируете ли заводить детей?» Некоторые говорили, что получали отказ в работе по причине возраста или из-за наличия детей до 3 лет. Были также случаи, когда при равных профессиональных возможностях повышение по службе вместо женщины получал коллега-мужчина. При этом большая часть сотрудниц, столкнувшихся с дискриминацией, предпочитают никуда не обращаться и лишь анонимно готовы рассказывать о своей ситуации. Соответственно, доказательной базы эта статистика не имеет.
Мы, например, жестко блокируем объявления, которые содержат какие-либо дискриминационные вопросы, – о возрасте, половой принадлежности или личные предпочтения по внешнему виду и привычкам. Этим работодатель может интересоваться на собеседовании. И это не всегда говорит о неравенстве: руководителю тоже важно знать, на что он может рассчитывать, принимая вас на работу. Дискриминацией такие вопросы становятся только в том случае, если ими мотивирован отказ в приеме на работу или продлении контракта.
– А какими качествами должен обладать соискатель, чтобы заинтересовать работодателя?
– Кроме профессиональных компетенций, сегодня очень важны личностные качества работников. Во многих компаниях HR-специалисты проводят многоуровневые тестирования, чтобы понять, вольется ли конкретный человек в их команду, соответствует ли он их корпоративной культуре. Еще один важный критерий, на который смотрят абсолютно все работодатели, – это мотивация. Сотрудники с горящими глазами всегда остаются в приоритете, их желания и стремления подкупают. Исходя из своего опыта, могу сказать, что для своей компании руководители выбирают не самых лучших, а самых подходящих.
– Каждый год ситуация на рынке труда меняется. Какие специалисты будут наиболее востребованы в следующем 2020 году?
– При сохранении сложившейся экономической ситуации кардинальные изменения на рынке труда маловероятны. Тяжелее всего по-прежнему будет студентам и людям без опыта работы. Им придется приложить максимум усилий для удачного трудоустройства, так как среди таких соискателей каждый год конкуренция держится на уровне 25,9 человека на 1 вакансию.
Кроме того, будет сохраняться дефицит рабочего персонала (грузчиков, слесарей, укладчиков, комплектовщиков, монтажников, наладчиков, разнорабочих). В этом году количество вакансий в этой сфере выросло более чем в 2 раза и этот рост может продолжиться. Останется востребованным и линейный персонал: кассиры, продавцы, администраторы и консультанты в магазинах, торговые представители. Это объясняется тем, что сфера ритейла сейчас развивается быстро и компании остро нуждаются в новых сотрудниках. А также много вакансий будет для разработчиков программного обеспечения, тестировщиков и других IT-специалистов с опытом работы.
– Поиск работы – всегда стрессовая ситуация для человека. Какие ошибки совершают соискатели еще на этапе написания резюме и как грамотно подготовиться к собеседованию?
– Самая частая ошибка – отсутствие фотографии в резюме или добавление совершенно неуместной фотографии. Например, некоторые прикрепляют фото с собственной свадьбы, торжества друзей или из отпуска. Такие снимки для поиска работы не годятся. Ваша фотография должна быть сделана в сasual-стиле: открытое лицо, легкая улыбка и ничего лишнего.
Вторая ошибка – отсутствие обратных контактов. Да, и такое бывает! (улыбается. – Прим.авт.). А также несоответствующий статусу адрес электронной почты. Очень странно, когда, например, специалист, претендующий на должность главного бухгалтера, имеет ящик с именем kobra89 или zolushka91.
Еще одна ошибка – перегруженность резюме. При его составлении не стоит давать лишнюю информацию, которая связана с хобби и не имеет отношения к работе. Также не нужно указывать опыт работы старше 5 лет и тот, который не подходит для данной вакансии. То есть если вы, к примеру, свою трудовую деятельность начинали официантом или курьером, а сейчас претендуете на позицию секретаря, то место первой работы лучше опустить.
Что касается этапа собеседования, то к нему обязательно надо готовиться: изучить сайт, историю компании, продумать ответы на популярные вопросы «Чем конкретно заинтересовала вас эта компания?», «Какие перспективы вы видите для себя?», «Чего ждете через 2, 3, 5 лет?». Неплохо подготовить презентацию о себе и проговорить ее перед зеркалом. Стоит позаботиться о внешнем виде – опрятность тоже имеет значение. Но самое главное – не надо никем притворяться. Будьте искренними и настоящими, ведь любые проявления фальши обязательно раскроются в процессе работы.
Виктория ЯКИМОВА