Капля крови Христа и 22 золотые пластины. Удивительная история создания и исчезновения креста Ефросинии Полоцкой
Далёкий ХІІ век оставил нам в наследие несколько историко-культурных памятников, которые стали духовным фундаментом современной белорусской культуры. Один из них – крест Ефросинии Полоцкой.
Это большой напрестольный крест, созданный по заказу Ефросинии Полоцкой мастером Лазарем Богшей. Этот крест по праву считается не только символом христианской духовности, но и выдающимся произведением искусства.
По замыслу Ефросиньи крест должен был вечно «животворить» души полочан и всех жителей родной земли. Местом установления креста была выбрана полоцкая Спасо-Преображенская церковь.
Вероятно, что автором эскиза самого креста также была преподобная Ефросиния. Его шестиконечная форма – это символ создания Богом мира за шесть дней. Высота реликвии около 52 сантиметров, длинна верхнего перекрестия – 14, нижнего – 21, толщина – 2,5 сантиметра. Сверху и снизу дерево закрывали 22 золотые пластины с драгоценными камнями, орнаментами и двадцатью эмалевыми иконками.
Создание такого креста было сложным и тонким ювелирным делом для полоцкого мастера Лазаря Богши. Но кроме этого требовались немалые материальные затраты. Князья и монастыри жертвовали на крест золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни. На боковых пластинах креста была выгравирована надпись, которая свидетельствовала о стоимости этой святыни – 100 гривен за материал и 40 гривен за работу мастеру.
Для сравнения – в то время 140 гривен смоленский князь собирал за год со всех своих земель.
Но ценность креста была не столько в драгоценностях и золоте, сколько в тех христианских святынях, которые Ефросиния получила от Византийского императора Мануила Комнина и патриарха Луки Хризоверха.
Крест стал ковчегом, хранившим в себе каплю крови Христа, частичку от Креста Господня, часть от камня гроба Пресвятой Богородицы, часть мощей первомученика Стефана, каплю крови святого Димитрия и часть мощей святого Пантелеймона.
Мастер завершил работу над крестом в 1161 году, о чём свидетельствовала надпись: «В лето 6669 (1161 год от Рождества Христова) покладает Евфросиния честный Крест в монастыре своем, в церкви святого Спаса».
Были на кресте и другие надписи, например заклятие-оберег: «Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продать, ни отдать. Если кто сего не послушает, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощником честный Крест ни в сей век, ни в будущий и да будет проклят Святою Животворящею Троицею, святыми 318 Отцами, Семью соборами святых Отец и да будет ему участь со Иудою, который предал Христа. Кто ж дерзнет сотворити сие властелин или князь, или епископ, или игумения, либо иной какой человек, да будет ему и клятва сия».
Подобные заклятия часто писали в грамотах, приложенных к разному церковному или монастырскому добру, и нарушить их для христианина считалось большим преступлением.
Судьба креста Ефросинии была непростой. В полоцкой Спасо-Преображенской церкви он пребывал не долго. С конца ХII и до середины XIII века Полоцкое и Смоленское княжества воевали между собой.
В 1222 году смоленский князь Мстислав Давыдович захватил Полоцк и перевез крест в Смоленск. Там, в Успенском соборе, он находился до 1514 года, когда город заняли войска Московского князя Василия ІІІ и крест был перевезен в Москву.
Никоновская летопись 1563 года сообщает, что когда царь Иван Грозный начал поход на Великое княжество Литовское, то для успеха в войне он взял с собой некоторые святыни, в том числе и «крест Полоцкий украшен златом и каменеем драгим». Во время осады Полоцка царь остановился возле Спасо-Ефросиниевского монастыря. Вероятно после взятия города Иван Грозный и приказал положить святыню на её прежнее место.
В Спасо-Преображенской церкви крест пробыл 16 лет. В 1579 году Полоцк заняли войска Речи Посполитой. Во время осады город сильно пострадал и, чтобы не потерять крест, православные монахини перенесли его и спрятали в соборе Святой Софии. После Брестской церковной унии древний православный Софийский собор, как и многие православные церкви, был передан греко-католическим монахам, которые также почитали крест Ефросинии.
Когда во время войны в 1812 году французские войска подходили к Полоцку, монахи замуровали крест в нише Софийского собора и вернули его на прежнее место уже после изгнания врага.
В 1839 году Софийский собор был передан Русской Православной Церкви и вскоре о полоцком кресте узнали многие верующие по всей Российской империи. Святыню выставляли для поклонения в Москве и Санкт-Петербурге.
Крест был возвращен в Полоцк в 1841 году и тогда же был торжественно перенесён из Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиниевского монастыря. Здесь крест пробыл почти 90 лет, пережив Первую Мировую войну и последующие лихолетья.
В 1922 году в СССР происходило изъятие церковных ценностей. Крест Ефросиньи был реквизирован. Его судьбой были обеспокоены специалисты по древнерусскому искусству Оружейной Палаты Московского Кремля. Они направляли запросы полоцким властям для выяснения места хранения креста и степени обеспечения его целости. Но тогда крест не нашли. Только в 1928 году директор Белорусского государственного музея Вацлав Ластовский приехал с экспедицией в Полоцк, разыскал реликвию в местном финотделе и перевёз её в Минск.
Но в музее крест не выставляли. В эти годы на государственном уровне обсуждался вопрос о переносе столицы БССР в Могилёв. Вот туда в 1929 году и был перевезен крест Ефросинии Полоцкой, где и хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома партии. В 1941 году грянула Великая Отечественная война, немцы заняли Могилев 26 июля. С той поры дальнейшая судьба и местонахождение древней Полоцкой святыни остаётся неизвестной. Крест бесследно исчез, его поиски продолжаются и сегодня.
В 1992 году, во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Беларуси решено было воссоздать православную святыню по образу и подобию утраченной. Эта инициатива была поддержана государством и получила благословление Церкви. Изготовление креста было поручено брестскому мастеру Николаю Кузьмичу.
Работа была необычной. Только чтобы исследовать памятники ювелирного искусства ХІІ столетия, потребовался год. По фотографиям креста, сделанным в ХІХ веке и сохранившимся в архивах Санкт-Петербурга, мастер приступил к работе. Пять лет продолжался его подвижнический труд. Николай Кузьмич совершил настоящий научный и творческий подвиг, сумев возродить утраченную восемь столетий назад древнюю технику древневизантийской эмали. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси специально для креста привез из Иерусалима частицу камня Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы, частицу креста на котором был распят Иисус и мощи святых.
Тридцать лет тому назад – 20 марта 1992 года свет увидела первая почтовая марка независимой Республики Беларусь, на которой был изображён древний крест Ефросинии Полоцкой.
В 1997 году воссозданный крест был торжественно установлен в алтаре Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Ефросиниевского монастыря, где находится уже 25 лет.
Сергей КИРИК
Фото из открытых источников и с сайта sluck-eparchiya.by (превью)