Кавээнщики: «Шутки должны быть остро социальными. Только тогда зритель их примет»
За право выступить в финале ежегодного музыкального фестиваля «Голосящий КиВиН» боролась 571 команда веселых и находчивых. Но удалось это всего 26 из них. В числе лучших оказались и «BELARUSЫ» Минского тракторного завода. Для ребят, которые всего 2 года назад собрались в одном из цехов предприятия и сказали «давайте попробуем», это огромное достижение.
Не веселье, а серьезная работа
Команда Минского тракторного уже на слуху в белорусском КВН-сообществе. Не так давно ребята стали лучшими в отраслевом профсоюзе «БЕЛФПРОМАШ», на открытом Кубке БГУ они также заняли 1-е место. Успехи не давались легко: команде приходилось не только самостоятельно придумывать смешные сценки и изготавливать реквизит, но и стойко выдерживать скептические замечания в свой адрес.
– Критиков было немало, но все же тех, кто в нас верил, оказалось куда больше, – рассказывает капитан сборной, ведущий специалист по работе с молодежью Евгений Сальников. – Мы бросили клич по предприятию, чтобы собрать команду, и нашли немало желающих. На первые репетиции приходило около 15 человек. Правда, со временем многие поняли, что КВН – это не веселье и отдых, а серьезная работа, которой нужно уделять время и силы. Поэтому вскоре нас осталось всего семеро.
Одно дело – рассказать смешной анекдот или по-актерски мастерски разыграть ситуацию. И совсем другое – придумать шутку, которая всем придется по душе. Евгений рассказывает, что если на нескольких страницах свежего текста найдется хотя бы одна удачная реприза – это уже маленькая победа.
– На каждой репетиции мы устраиваем «мозговые штурмы», – подключается к нашему разговору участник команды слесарь-ремонтник МТЗ Николай Доровский. – То есть пишем несколько вопросов на обывательские темы: зарплата, начальство, семейная жизнь, плохая погода и много другое – и стараемся найти смешной ответ на них. Лучшее берем на заметку.
– Покажите мне, как это работает, – предлагаю я. – Почему мой кот меня не любит?
– Потому что тебе еще нет 45 лет, – отвечает Евгений.
– Когда умрут газеты?
– Когда в школах отменят сбор макулатуры.
«Вы из тракторного? Так вставьте кузов в сценку!»
Впрочем, ребята признаются: далеко не факт, что шутка, которая понравилась им, «зайдет» залу. Бывает, зрителю она просто не близка – и к этому тоже надо быть готовыми.
– Лучше всего люди воспринимают шутки на остро социальные темы, – уверен Евгений. – Другое дело, что команда редакторов нередко убирает наиболее колкие миниатюры, вынуждая практически на ходу придумывать им замену.
– Откровенно говоря, есть темы-табу, – объясняет Николай. – Например, в России нужно очень аккуратно шутить на тему, связанную с религией. И если у нас шутка в стиле «жадный хомячок продал душу дьяволу в обмен на третью щеку» с большой вероятностью будет пропущена, то в стране-соседке, вероятнее всего, ее снимут.
Однако подобные «палки в колеса» редакторы ставят не только для того, чтобы «почистить» текст, но и чтобы увидеть команду в работе, понять, как она справляется со стрессовыми ситуациями.
– Не бывает такого, чтобы мы приехали на турнир и просто выступили с подготовленной программой, – говорит Евгений. – У нас всегда в запасе 2-3 визитные карточки, 2 музыкальных номера, и все равно приходится что-то перерабатывать, переделывать. Редакторы ставят команду в такие условия, чтобы на протяжении всего турнира она писала и думала. Никто никогда нас не хвалит, не делает скидок на то, что мы – обычные работники завода и у нас нет команды профессиональных сценаристов, которые помогли бы отшлифовать текст.
А иногда задачи ставятся куда более эксцентричные. Например, за день организовать доставку тракторных деталей и гармонично вписать их в выступление.
– Это было на фестивале в Сочи, – вспоминает Евгений. – Нам завтра уже на сцену, а редактор подходит и говорит: «Ребята, вы же из тракторного? Продемонстрируйте какие-нибудь детали в конце сценки». Нам пришлось связаться с представительством в Краснодаре, проявить все дипломатические способности, чтобы объяснить, что и зачем нам нужно. К счастью, в наше положение вошли – буквально следующим утром кузов, руль, шестеренки и другие детали были в полном нашем распоряжении. За что нашим помощникам огромное спасибо. Да, мы могли бы не выполнить поручение редактора, но в этом случае команда однозначно не прошла бы в следующий тур.
«После такого хочу работать на МТЗ»
Кавээнщики буквально живут игрой, однако в свободное от состязаний время тоже не сидят без дела, радуя поклонников креативным видео. Их последний ролик «МТЗ в тренде» уже набрал более 109 тысяч просмотров.
– Идея клипа принадлежит руководству завода, – рассказал Евгений. – Нам предложили соединить все трендовые ролики – «Пьяная любовь», «Skibidi», «Ибица» – только с учетом заводских реалий. Сценарий мы писали в течение двух недель, а клип снимали в рекордные три дня. Помимо команды КВН, привлекли наш молодежный актив, а вот роль невесты сыграла актриса театра «На Долгом броде» Дворца культуры МТЗ Лада Веселова.
– К клипу отнеслись по-разному, – говорит Николай. – Люди старшего поколения не поняли его, даже возмущались, что на нас зазря большие деньги тратятся. Это особенно смешно, учитывая, что все расходы мы брали на себя. Но многие, в том числе и не тракторозаводцы, пришли в восторг. В комментариях к видео даже писали, что после такого хочется пойти на МТЗ работать. А значит, у нас получилось даже чуть больше, чем просто рассмешить людей.
Юлия КУЛИК
Фото Александра ПОБАТА и из личного архива команды