Первый день мирной жизни на картине «Минск. 3 июля 1944 года»
Война – одна из тех тем, которая никого не оставляет равнодушным. Произведения о Великой Отечественной в литературе, кино, изобразительном искусстве дают возможность сохранить память о героях и незабываемых событиях.
Произведения белорусских художников рассказывают о Великой Отечественной войне правдиво, с точки зрения той цены, которой досталась Победа нашему народу.
Одним из таких произведений по праву считается картина художника Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года», над которой мастер работал с 1944 до 1955 года. Волков оказался в оккупации и видел освобождение столицы Беларуси, поэтому изобразил это историческое событие с максимальной правдивостью и тональностью того времени.
На картине виден разрушенный Минск, площадь Свободы, радостная встреча жителей города и солдат-освободителей. Волков был очевидцем тех июльских событий, когда немцев выбили из столицы БССР. Поэтому все, что он изобразил на полотне, это не плод фантазии, а документальный факт.
В тот день, 3 июля 1944-го, Минск лежал в руинах. Разрушены были здания всех научных и культурных учреждений, а также большая часть жилых домов, железнодорожный узел, Дом Красной Армии. Уцелели лишь несколько крупных строений, среди которых Дом правительства, здание ЦК компартии и Дом Красной Армии, который 3 июля обрушил мощный взрыв. Уходящие из города немцы заминировали также Дом правительства, театр оперы и балета.
О первом дне освобождения Минска остались воспоминания Героя Советского Союза, полковника госбезопасности Станислава Ваупшасова: «Минск кое-где горел, центр фашисты превратили в руины. Несмотря на позднее время, на улицах было полно народу. Население горячо приветствовало нас. Партизан обнимали, целовали, дарили цветы. Только не преподносили хлеба-соли, потому что ни того, ни другого у минчан давно не было и в помине. Местами раздавалась перестрелка. Это бойцы выбивали уцелевших оккупантов».
К началу работы над картиной Валентин Волков был уже известным художником в Беларуси. Он написал портреты Максима Богдановича и Янки Купалы, оформлял книги белорусских писателей, а также был автором рисунка Государственного герба БССР, утвержденного в 1927 году, который просуществовал с изменениями до 1991 года.
После освобождения Минска Волков создавал эскизы и этюды, собирал материал и обдумывал композицию будущего полотна. В 1946-м с ним был заключен договор о создании картины посвященной освобождению Минска, которая, как предполагалось, должна была украсить фойе зала заседаний Дома правительства.
Кстати, для этого художнику было выдано специальное свидетельство, которое давало ему право делать зарисовки на улицах города. Для картины он приглашал позировать солдат из дивизии, стоявшей в Уручье, под Минском, а люди на полотне – это жители минских улиц Некрасова, где была мастерская художника, Беломорской, Восточной. Валентин Волков мог встретить человека на улице и предложить ему попозировать.
Работа предполагалась масштабной – 2 м 75 см в высоту и 5 м 26,5 см в ширину, для чего художник сделал более 90 эскизов на холстах и картоне, на которых можно проследить и поиск композиции, и наброски персонажей картины. На полотне художник изобразил своих родных и близких, а еще часть улицы Ленина до площади Свободы с руинами зданий и возвышающимися над ними башнями кафедрального костела. Именно с той стороны в Минск вошли танки 5-й гвардейской танковой армии. Валентин Волков точно передал ощущение счастья, охватившего минчан.
О том, как создавалась картина художник в 1950 году говорил так: «Сюжет картины следовал из моих личных переживаний и наблюдений и мною был горячо пережит, а отсюда желание сделать эту вещь в полную меру своих возможностей. В этой картине я хочу передать всю любовь и горячую благодарность героической армии, спасшей блестящим маневром от неминуемой гибели все население Минска, в том числе мою собственную жизнь, и освободившей не только Беларусь, но и Европу».
Серьезная и тщательная работа над картиной растянулась на годы. Художник создал свыше 220 рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 живописных этюдов. Десятки людей, здания, военная техника, амуниция, оружие, цветы – все написано с натуры. Идейная концепция и объединение людей в группы вырабатывалась постепенно, поскольку сначала выходила жанровая картина в теплых тонах, а художник хотел придать сюжету торжественность и величие момента.
За время работы над картиной художнику приходилось зарабатывать на жизнь, на краски, кисти и оплату натурщиков, для этого он писал на заказ портреты, преподавал. Договор с Волковым продлили до января 1951-го.
Впервые картину «Минск. 3-го июля 1944 года» зрители увидели в Минске на Республиканской выставке в 1953 году. После выставки Валентин Волков еще дорабатывал свое произведение, а в 1955-м картину выставили в Москве на Второй декаде белорусской литературы и искусства. На зрителей полотно произвело огромное впечатление, для людей это была еще недавняя история. Об успехе этого произведения говорит тот факт, что вскоре, за вклад, внесенный в развитие белорусского изобразительного искусства, Валентин Волков был удостоен звания народного художника БССР.
После возвращения картины в Минск ее, как и предполагалось, собирались разместить в Доме правительства. Однако по настоянию директора Государственного художественного музея БССР Елены Аладовой картину передали музею.
До 1978 года полотно экспонировалось в Государственном художественном музее БССР. А затем ее отправили в запасники, где она хранилась 27 лет. Лишь в 2005-м картину «Минск. 3-го июля 1944 года» вернули из фондохранилища и разместили в постоянной экспозиции Национального художественного музея Беларуси. Здесь ее можно увидеть воочию и ощутить события того июльского утра.
Сергей КИРИК