«Хоть кому-то, но помогу». Как бывший зависимый борется с наркограффити в Орше
До недавнего времени коммунальные службы не понимали, как реагировать на сигналы горожан о появлении такой рекламы. Сейчас их закрашивают. На жилых домах – коммунальщики, на остановках – гордормост, на трансформаторных подстанциях – городские электросети. Но едва выявленные граффити скрываются под слоем краски, с завидной оперативностью возникают новые. И опять запускается цепочка длиной в несколько дней: неравнодушный горожанин заметил, позвонил в соответствующую инстанцию, надпись закрасили.
Житель Орши Андрей Корпс максимально упростил этот процесс, взяв на себя хлопоты по выявлению и уничтожению надписей. И на это у него есть свои причины: у мужчины с наркотиками давние счеты.
«В первый день после тюрьмы я даже не появился дома»
Андрей называет себя выздоравливающим наркоманом. Уже 3 года он не принимает наркотики и не пьет. Но мужчина знает: стоит ему только попробовать дурманящее зелье, всё начнется сначала.
– Не хочу зла в первую очередь детям, которые не до конца понимают, что если раз попробовал, то назад возврата не будет, – делится опытом Андрей Корпс. – Они думают: попробую, «поторчу» и откажусь. Но это далеко не так. Держать себя в руках очень сложно. И это – на всю жизнь. Я чувствую, что мне хватит одной дозы, чтобы опять сорваться. И сразу крест поставить на всем, чем жил. Поэтому лучше вообще не начинать.
Первый раз Андрей попробовал наркотики в «лихие» 90-е. Как сам говорит, не от большого ума – ему было 15. Все началось с марихуаны. А вот первая инъекция не понравилась. Продолжал курить «травку» несколько лет, а вернувшись из армии, все-таки распробовал опий.
– Я очень быстро дошел до ручки и через год-полтора сел. Освободился – снова сел. Снова из-за наркотиков. А тюрьма никого не исправляет. Когда я находился там, очень сожалел о потерянном времени, но как только вышел – тут же укололся. В первый день даже домой не пришел. Освободился, поехал в Россию на заработки. Я не безрукий, работу всегда найду. А когда вернулся, меня тут же поймали и опять посадили. Но на этот раз будто Бог с неба пальцем погрозил.
Сейчас у Андрея есть мощный стимул, чтобы не сорваться: он второй раз женился, у него растет дочь. И если о том, как вырос ребенок от первого брака, мужчина имеет весьма смутное представление, то сейчас действительно наслаждается отцовством – водит малышку в садик, проводит с ней много времени. И всеми силами пытается оградить ее и таких, как она, от опыта, который в полной мере познал сам.
«Это же копеечное дело!»
Адреса, где нужно закрасить надписи, Андрей будто чувствует. Просит остановить машину в определенных местах и, как правило, не ошибается. На наркограффити он стал обращать внимание, когда сам решил «завязать». И выявил закономерность: надписи наносят, где угодно – на домах, гаражах, трансформаторных подстанциях. Главное, чтобы дорога мимо них вела в учебное заведение.
Мужчина уверен, что для детей наркотики должны быть максимально недоступны. Поэтому в рюкзаке у него всегда есть ведерко с краской и обернутая полиэтиленом кисть. Для себя он уже усвоил несколько правил качественной работы: закрашивать граффити нужно обязательно фасадной краской – через другую они проступают. Очень качественно уничтожает надписи краска из баллончика. Но такие «расходники» быстро заканчиваются, а стоят недешево.
– А вообще, это копеечное дело – взять краску и закрасить смертоносную рекламу, – замечает Андрей Корпс. – Каждый смог бы – достаточно только захотеть.
«Завязать» навсегда
– У меня есть примеры «завязавших». Живут в Питере, Одессе. Употребляли страшнее меня, теперь отказались, – рассказывает мужчина. – Кому-то церковь помогла, у кого-то другой стимул. Для вас – это единицы. А для меня много. Особенно, когда вспоминаю, сколько знакомых мы уже закопали.
Основное занятие у Андрея – строительство. Он не без гордости говорит, что умеет делать красивые ровные стены. Сам сделал ремонт и в своей квартире, которая была на учете у правоохранительных органов и имела весьма неприглядный вид. А еще он много читает и цитирует писателей. Особенно нравятся ему произведения земляка – Владимира Короткевича.
– Наркотики – это та война, которую человечество пока проигрывает, – грустно замечает Андрей Корпс на прощание. – Но бороться надо. Пускай то, что я делаю, – капля в море. Но я буду этим заниматься и пусть хоть кому-то, но помогу.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора