Плакаты кистей Врубеля и Васнецова. Какой была реклама 100 лет назад
В наши дни реклама преследует людей повсюду, обретая все большую власть над человеческим разумом.
Реклама в начале 20-го или 21-го века не сильно отличается, разве что формой – это единственное, что изменилось на протяжении столетия.
Как гласит старая поговорка, можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. К рекламе это относится в полной мере. Хорошая реклама может дать отличные результаты, без нее невозможно представить товарно-денежные отношения.
Некоторые из объявлений начала 1900-х вызывают улыбку, другие кажутся наивным, а кое-какие даже слишком откровенными, далекими и малопонятными в нашем веке.
В те времена, как и сегодня, многие люди заботились о своем здоровье, гигиене и о внешнем виде. В аптеке можно было купить средства для быстрого похудения, мазь от веснушек и капли, благодаря которым на лысине вырастали буйные кудри. Если эти средства не помогали, то хотя бы давали надежду.
Рекламные плакаты, этикетки и объявления в журналах должны были выглядеть дорого. К этой работе предприниматели привлекали таких знаменитых художников, как Врубель, Коровин, Васнецов.
Уже тогда торговцы понимали, в рекламе, как гарант качества продукта, необходим образ женщины. Нарисованные красавицы быстро стали восприниматься, как эталон красоты. На иллюстрациях изображались женщины с правильными чертами лица и дружелюбными улыбками в полной удовлетворенности рекламируемым продуктом.
Что только не приходится делать дамам во имя красоты и моды. Они, как и сейчас, шли на любые жертвы, чтобы выглядеть красивыми и желанными. «В несколько дней вы не узнаете вашего бюста. Замечательное открытие парижанки, г-жи Елены Дюруа. Три парижских врача отзываются об изобретении г-жи Дюруа с большой похвалой и удостоверяют, что оно дает превосходные результаты». Как после таких слов устоять?
В начале 20-го века курение было признаком определенного социального уровня, о его вреде еще не говорили. Мужчинам, как они считали, папиросы придавали мужественности, а женщинам привлекательности. Реклама папирос создавала образ успешной карьеры или романтических моментов.
Если же посмотреть в рекламные объявления в газетах и журналах, то можно было узнать много полезного и важного, и даже устроить свою личную жизнь. Брачные объявления были обязательной частью самых разных изданий и составляли солидную часть их дохода.
Характерной чертой той рекламы было обилие таких оборотов, как «прошу убедиться», «просят не беспокоить», «за доброкачественность ручаюсь», «честь имею донести до сведения почтеннейшей публики».
Некоторые продукты питания, известные в наше время многим, в начале 20-го века только пробивали себе путь к желудкам неискушенных потребителей, и делали они это достаточно умело и мягко. Иностранный товар всегда считался признаком высокого качества, а если это было еще и в новинку, да к тому же полезно для маленьких детей, он определенно пользовался большим спросом у зажиточного населения.
С началом нынешнего 21-го века, большой популярностью стали пользоваться различные коучи, мотивационные спикеры и учителя жизни самого разного масштаба. Они продают уверенность в себе, секреты управления временем, но все это уже было более ста лет тому назад.
В те времена много было рекламы алкоголя, в основном вина, реже пива и коньяка, а вот о водке не было ни слова. Предприниматели не скупились на рекламу, нанимая лучших художников, которые рисовали оригинальные иллюстрации для газет, журналов и вывесок на транспорте. К столетию со дня рождения А.С. Пушкина был выпущен алкоголь в бутылках в форме бюста поэта.
Реклама позаботилась и о любителях серьезных застолий, к тому же уровень гигиены был недостаточным, а потому большая часть лекарственной рекламы начала XX века приходилась на соответствующие средства.
Реклама пилюлей «Ара» была уникальна, она публиковалась в журнале «Природа и люди» на протяжении всего 1908 года, и практически никогда не повторялась.
Прошло уже более ста лет, но люди с тех пор мало изменились. Они по-прежнему рекламируют свои услуги, иногда даже хуже, чем в начале прошлого века. Стараются выделиться среди конкурентов, влюбляются, женятся, разводятся и зачастую остаются в истории лишь благодаря одному объявлению, сохранившему их имя.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников