Сегодня отмечают день проектного менеджера. Разбираемся, что за профессия
Ежегодно в первый четверг ноября отмечается Международный день проектного менеджера или День менеджера проекта. Что эта за профессия и почему она важна для всех сфер экономики? Об этом рассказали сами проектные управляющие.
Менеджер проекта — это управленец, который может взять на себя ответственность за реализацию проекта в целом. Он подбирает команду, определяет приоритеты, распределяет задачи, контролирует сроки и ресурсы. Благодаря методологии проектного менеджмента можно эффективно реализовать любой проект: от создания ПО до строительства высокотехнологичного завода или атомной станции. Проектный менеджмент позволяет осуществить задумку в срок и даже сэкономить деньги.
В Беларуси внедрение проектного подхода стартовало в середине 2000-х гг. Флагманом распространения проектного управления в нашей стране в те годы стала строительная отрасль. Тогда активно модернизировались крупные предприятия, возводились уникальные инфраструктурные объекты. Строители ощутили острую необходимость в современном управлении всеми процессами. Министерство архитектуры и строительства поручило проработку и внедрение новых подходов РУП «Белстройцентр». В 2008 г. десять сотрудников этой организации впервые в Беларуси прошли обучение и получили сертификаты управляющих проектами IPMA Level C в Международной ассоциации управления проектами (IPMA). Эти документы давали право управления проектами ограниченной сложности.
Первый заместитель начальника инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску Ирина Колесникова была одним из специалистов, стоявших у истоков внедрения проектного подхода в практику стройотрасли.
— Главным фактором, который повлиял на распространение проектного менеджмента стало то, что участники строительства осознали, что для успешного взаимодействия с иностранными инвесторами и развития экспорта, нужно совершенствовать подходы к управлению строительством, — вспоминает она. — То есть возникла потребность интеграции в мировой строительный рынок, который тогда переживал изменения. Там повышались требования к процессам планирования, реализации, контроля и завершения инвестиционных проектов. Особенно, если эти проекты осуществляются при ограниченных ресурсах и в условиях экономической и политической нестабильности. Тогда же в мире возникла необходимость четко обозначить роль руководителя проекта.
В конце нулевых в Беларуси уже организовали образовательные программы для подготовки проектных менеджеров. Например, в 2009 г. БНТУ и РУП «Белстройцентр» создали совместную практикоориентированную кафедру «Организация строительного производства». Там студентам строительного факультета читали дисциплину «Управление проектами в строительстве». То есть стало возможно подготовить проектных менеджеров, специализирующихся в конкретной отрасли. В частности – в строительстве.
Одновременно белорусские специалисты изучали иностранный опыт внедрения проектного подхода, анализировали международные стандарты, налаживали контакты с иностранными коллегами.
1 марта 2016 г. в Беларуси начал действовать первый документ, регламентирующий управление проектами — СТБ ISO 21500-2015 «Руководство по менеджменту проекта». Он идентичен ISO 21500:2012.
— Но этот документ является рамочным стандартом. Он устанавливает общие требования к менеджменту проекта. Поэтому для применения на практике его нужно было адаптировать к национальным и отраслевым требованиям, — рассказывает Ирина Александровна. — В частности, Минстройархитектуры приняло решение разработать отраслевой стандарт по управлению проектами. В нем бы учитывались особенности реализации проектов именно в строительстве.
С тех пор в Беларуси начало формироваться профессиональное сообщество управляющих проектами.
— Многолетний опыт свидетельствует, что наличие управляющего проектом дает заказчику возможность получить экономию свыше 10% от запланированного бюджета. Это достигается за счет рационального использования ресурсов и снижения рисков, — поделился мнением директор ITC-инжиниринг Игорь Авзин. — Радует, что за последние годы начала работать система подготовки кадров и появилось много сертифицированных управляющих. Однако первоклассные специалисты по-прежнему в дефиците. Проектный менеджер — это высокообразованный профессиональный человек с широким кругозором. Его работу можно смело считать творческой, она не терпит рутины.
Для примера проектные менеджеры работали при строительстве отеля Marriott, где итоговая экономия составила около 10% по бюджету и срокам. Также проектный метод использовался при строительстве завода по производству детского питания в Несвиже и завода по переработке сыворотки в Щучине. Это флагманы пищевой промышленности. В отличие от Marriott заказчиками выступали белорусские компании.
— Создание системы управления проектами и интеграция ее в систему менеджмента качества в нашей компании заняло около 2.5 лет, — рассказала директор ООО Городской проектный институт жилых и общественных зданий «Горпроект» Ольга Титовец. — Он начался с обучения ключевых сотрудников в БНТУ по специальности «Управление проектами в строительстве». Особых сложностей с внедрением не возникало. Сегодня система управления применяется нами на всех проектах. В частности, при реализации многофункционального комплекса на территории Индустриального парка «Великий камень», возведение которого близится к завершению.
Алексей КОНОПЛЁВ
Фото из открытых интернет-источников