Почему День Независимости в Беларуси – это праздник из подвига?
Чем белорусский День Независимости отличается от главного праздника государственности в большинстве других стран? Тем, что свобода и суверенитет закреплены не чернилами на гербовой бумаге, а кровью в смертельном бою.
Страна и народ во второй половине 1941 г. стояли на краю пропасти. Исторический вызов на шекспировский лад – быть или не быть. Немецко-фашистские захватчики хотели забрать не только свободу, но и само право жить.
Оккупационные власти на белорусских землях сразу приступили к наведению своего порядка, основанного на терроре. Шаг от военных преступлений к геноциду был сделан по генеральному плану «Ост».
Фашисты считали, что число коренных жителей следует сильно сократить: 75% населения республики надлежало депортировать в Западную Сибирь. Учитывая масштабы (около 7 млн человек), на принудительное переселение отводилось 30 лет. Однако… В начале «решения еврейского вопроса» гитлеровцы тоже собирались вывезти всех представителей этой национальности из Европы – то ли на Мадагаскар, то ли в Южную Америку. В итоге отправили в Освенцим, Бухенвальд, Тростенец. Белорусов ждала бы та же участь, ведь фашисты собирались по таким лекалам заняться «решением славянского вопроса». В спешном порядке строили лагеря смерти.
Из оставшихся после «депортации» жителей до 15% подлежали онемечиванию. Белорусская история, национальная культура и народные традиции – под строжайшим запретом. А еще для обслуживания немецких господ нужны были рабы. Им собирались установить примитивный стандарт жизни. Обучение на минимальном уровне: чтобы умели «прочитать указатели движения на дорогах, названия немецких городов и понимать некоторые немецкие слова».
В общем, никакого баварского пива и «Мерседеса» в каждую семью. Всего три варианта: становишься рабом, превращаешься в полукровку или отправляешься на тот свет. Беларуси больше нет, как и самой нации, – этого требовали авторы плана «Ост».
Они просчитались. Не учли, что война будет Отечественная, народная. За свою землю, свободу, право «беларусамi звацца». Мы не хотели становиться жертвами чудовищной теории расового превосходства. Не собирались превращаться в рабов, предавать наследие предков. Столицей республики считали не Берлин, а Минск. И мы его освободили 3 июля, чтобы начать новую историю – свободную и мирную. Эта дата стала нашим полноправным Днем Независимости. Что можно назвать исторически верным решением, поскольку ни одна декларация не идет в сравнение с всенародным подвигом.
Олег ФЕДОРОВ
Фото Александра ПОБАТА