«Заходили в бараки и уводили девушек». Что происходило в Орше во время немецко-фашистской оккупации?
80 лет назад – 27 июня 1945 года – советские войска освободили Оршу от немецко-фашистских захватчиков. Впереди были долгие годы расследований и изучения всех обстоятельств геноцида белорусского народа, которые Генеральная прокуратура продолжает до сих пор. Что за эти годы стало известно ученым и прокурорам?
Обстоятельства преступления
16 июля 1941 года, после двух дней массированных бомбежек и отчаянного сопротивления Красной Армии, немецкие войска смогли войти в Оршу – важный стратегический пункт, крупный железнодорожный и автомобильный узел. Немецкое командование направило сюда много частей и подразделений, которые должны были охранять коммуникации и подавлять сопротивление местных жителей.
В какой-то момент для размещения солдат и офицеров уже не хватало советских казарм, поэтому оккупанты начали просто выкидывать на улицу горожан с их семьями. Так, из квартир выселили жителей нескольких домов по улицам Новый Быт (сейчас это улица Заслонова), Горецкой и других зданий в разных частях города.
Немцы быстро освоились в Орше и в кратчайшие сроки организовали так называемую «биржу труда». Через нее сначала добровольно, а потом принудительно трудоспособное население города и окрестных деревень начали вывозить в качестве рабской силы в Германию.
Для поддержания «нового порядка» и политики устрашения в город перебросили части войск СС и СД. В этих же целях из числа местных жителей гитлеровцы собрали отряды так называемой полиции безопасности. Позднее эти отряды примут активное участие в массовом уничтожении местного населения.
Обвинение №1: лагеря смерти
Цитата: «В течение всего периода временной оккупации на территории Орши немецко-фашистские захватчики производили массовое систематическое истребление советских военнопленных и мирных граждан. Многочисленные места захоронения, обнаруженные комиссией в гор. Орша, свидетельствуют о планомерном умерщвлении фашистскими палачами детей, подростков, женщин и стариков. (Из акта Оршанской городской комиссии об истреблении мирных граждан немецко-фашистскими захватчиками от 20.09.1944)».
По адресу Флерова, 13 располагается средняя школа №20. Но на месте, где сейчас звенит детский смех, 80 лет назад можно было услышать команды на немецком и стоны умирающих. Здесь располагался один из нацистских лагерей смерти. Их организовывали якобы для отправки людей на работы в Германию. На самом деле лагеря превратились в машину по истреблению местных жителей, где от голода, избиений, антисанитарии и болезней умирало по 30-40 человек в день.
И это лишь один лагерь. Помимо него немцы организовали такой же по улице Новый Быт, а также тюрьмы на Карла Маркса и Первомайской. И это еще не считая еврейских гетто.
Показания потерпевших
Вот что вспоминал о своих днях в лагере смерти Иван Лукьянович Шатравко: «В основном кололи и складывали в какой-то сарай дрова, чтоб гад фашистский не замёрз. Трудиться заставляли по 12-14 часов. Никакая погода во внимание не принималась. Ни на один час пленных не оставляло чувство голода, ибо в сутки на двоих выдавали небольшую буханку хлеба. Утром на каждого – ложка повидла и литр чая, вечером – кружка баланды и опять чай. Обед при такой тяжелой работе не был тогда положен».
А вот воспоминания Зинаиды Зосимовны Торопковой, которая попала в лагерь, будучи маленькой девочкой: «Забрали нас в лагерь где-то в декабре 1943 года. Поместили в бараки за колючую проволоку. Кормили баландой. Многие были так обессилены, что даже не вставали с нар. Мылись холодной водой, из-за этого большое количество узников болели. За водой ходили к реке Кутеинке».
Цитата: «Немцы регулярно заходили в бараки, искали девушек. Они прятались под одеялами, разным тряпьем. А мы, дети, садились на них. Немцы тогда хватали нас за ноги и со всего размаха сбрасывали с полок. Схваченные девушки (а среди них были и 15-летние) назад уже не возвращались».
Обвиняемые
О том, что лагеря смерти были созданы именно для уничтожения местных жителей, а не их пересылки в Германию можно понять из стенограммы судебного процесса над оккупантами в Минске в 1946 году. А именно, из допроса обер-лейтенанта СС, комиссара гестапо и начальника полиции безопасности Орши Коха Ганса Германа.
Цитата:
«Прокурор: Были ли среди расстрелянных дети, женщины, какого возраста?
Кох: Эти люди имели отношение к политике и принадлежали к коммунизму. Среди них было 8 детей от 2-х до 10 лет и 10 женщин.
Прокурор: Дети, они также «политические» были?
Кох: Но у нас был закон о том, чтобы уничтожать и детей.
Прокурор: У вас дети есть?
Кох: Да, имею троих.
Прокурор: Какого возраста?
Кох: Год, три года и пять лет.
Прокурор: Их можно в каких-либо политических преступлениях обвинить?
Кох: Нет, конечно нет.
Прокурор: По какой причине вы расстреляли 8 детей, советских людей? Ведь они ни в чем не повинны?
Кох: Это было ни что иное, как расовое уничтожение одного населения другой расой».
Обвинение №2: пытки и убийства
С первых же дней оккупации в Оршанском районе начала действовать группа тайной полевой полиции – ГФП-723. Ее штаб располагался в здании пожарной команды льнокомбината, но периферийные группы действовали также в Горках, Могилеве, Шклове и Черикове. Именно эта группа будет связана с многочисленными задержаниями мирных жителей, их пытками и убийствами, а также широкомасштабными карательными операциями.
В оршанском штабе ГФП нацисты оборудовали камеры пыток. Оккупанты не гнушались самыми бесчеловечными методами ведения допроса. Вот что во время того же минского процесса 1946 года пояснял Кох Ганс Герман:
«Председательствующий: Какие же издевательства допускались при этом (при допросе – Ред.)?
Кох: Подвешивали людей на дверь, загоняли гвозди и иголки под ногти, пороли.
Председательствующий: А электрический ток при допросах применялся?
Кох: Да, применялись электрические аппараты.
Председательствующий: А такие методы допроса, как вколачивание шомпола в тело, применялись или нет?
Кох: Да, это применялось тоже».
Те, кто каким-то чудом выживал после пыток, выходили из тюрем больными и истощенными. Остальных ждал расстрел. Фашисты организовали в городе несколько мест для кровавых расправ над своими жертвами, чтобы скрыть следы преступлений.
Одно из таких мест находится в 3 км от Орши в деревне Грязиловка. Здесь в период с 1941 по 1943 годы оккупанты расстреляли около 4 000 мирных граждан. После освобождения района, со слов свидетелей и очевидцев, в этом месте удалось обнаружить восемь ям-могил размером 8 на 4 м, глубиной по 3 м каждая, доверху наполненных трупами женщин, мужчин, стариков и детей.
Цитата: В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в Оршанском районе следственная группа уже провела осмотр 12 известных и 3 ранее неизвестных мест захоронений мирных граждан, а также осмотры 228 населенных пунктов, полностью или частично уничтоженных нацистами.
Проводимая в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа работа призвана не только восстановить историческую справедливость, но и увековечить память погибших, а также напомнить всем ныне живущим, как важна была победа над нацизмом, и каким страшным явлением он был.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА