«Мой дед плел бикфордовы шнуры»: на Витебщине восстанавливают партизанский лагерь
На Витебщине в партизанском движении активно участвовал и отряд под руководством комиссара Владимира Лобанка.
Партизанский лагерь находился в густом лесу, среди болот Чашникского района. Сегодня, не зная дороги, туда не попадешь. Показать нам «путь к партизанам» согласился председатель Чашникской организации ДОСААФ Виктор Галай.
К слову, на протяжении последних 10 лет он практически один поддерживал порядок на стоянке партизан. С появлением в ДОСААФ профсоюзной первички, инициативу Галая поддержал обком профсоюза работников государственных и других учреждений, и уже идет сбор денег на восстановление стелы на месте лагеря. На старой выбиты имена и фамилии основателей отряда (всего 48). Появятся они и на новом мемориале, но Виктор Галай считает, что для возвращения памяти этого мало. Хорошо было бы восстановить историю каждого человека из данного списка. Многих из них Виктор Николаевич помнит:
– Якова Шатырёнка у нас называли дедом Талашом. Интересный был человек, знал много баек. Его приглашали выступать перед старшеклассниками. Помню и ветерана войны Алексея Петуховского. Когда его 5 лет назад привезли на это место, он сидел и плакал. У меня у самого слезы на глаза наворачивались…
Директор «ТЦСОН Чашникского района», председатель Чашникской районной организации профсоюза работников государственных и других учреждений Татьяна Гапоненко и Виктор Галай возле стелы.
Забыть нельзя
К 45-летию освобождения Беларуси лагерь был приведен в порядок.
– К нему тогда вели три дороги, сейчас же остался только один заезд – со стороны Лепеля, – продолжает экскурсию Виктор Галай.
Наш гид также рассказывает, что здесь когда-то жили его родственники по материнской линии. Он помнит рассказы матери о том, как ее брат в 12-летнем возрасте развозил продукты для партизан, ходил в разведку.
– Деревня Красница днем была под немцами, а ночью – под партизанами. В доме деда размещался немецкий госпиталь. Нашу семью поселили в бане, так дед практически под носом у немцев плел бикфордовы шнуры для партизан. Гитлеровцы к местному населению относились лояльно: когда мать сломала ногу, ее вылечил немецкий врач. А вот покидали деревню фашисты уже не такими «добрыми». Отступая, хотели сжечь дом моего деда, но бабушка встала в дверях с младшим сыном на руках. Солдат вначале приставил к ее голове пистолет, а потом пожалел, не выстрелил. Так хата и уцелела, – вспоминает собеседник.
Виктор еще застал деда живым, мальчишкой бегал к нему в гости в соседнюю деревню как раз через партизанской стоянку. А потом деда не стало, и бывать в здешних местах часто не получалось. Когда же после долгого перерыва Галай оказался на памятной поляне, то испытал шок: землянки обвалились, стела приобрела неприглядный вид, на месте вырубленных сосен и елей все заросло травой и кустами… Тогда и пришло понимание: нужно срочно что-то предпринимать.
Так выглядит землянка в лагере сегодня.
Возвращение былой славы
Виктор Николаевич убежден: партизанская стоянка – отличное место для воспитания патриотов, нужно просто найти подход к современной молодежи. И он был найден: на месте партизанского лагеря теперь проходят фестивали военно-патриотической песни.
– Школьники приезжают сюда со всех районов, – рассказывает Виктор Галай. – Вы бы послушали, как здорово звучат детские голоса! Организовываем мероприятие мы за средства ДОСААФ: кормим ребят, закупаем призы, готовим дипломы.
Раньше кашу с тушенкой для участников фестиваля варили на походной кухне, сейчас еду привозят в специальных термосах.
Есть у Галая еще одна мечта – включить партизанскую стоянку в туристический маршрут, выдавать туристам сухой паёк и предлагать провести в лагере ночь. Но для этого землянку нужно построить по всем правилам. Возведенная силами энтузиастов, к сожалению, является только имитацией.
– В лагере была штабная землянка, в которой стояли сейфы с картами и оружием, а жилыми были другие, с нарами по всему периметру, там могло ночевать до 10 человек. Здорово было бы всё реконструировать, но, как мне кажется, ни району, ни ДОСААФ это не по силам. Вот если бы войска подключились, – замечает наш экскурсовод.
Впрочем, помощники уже появились: союз офицеров Чашникского района, спортклуб «Скина», активисты БРСМ и представители Иванского сельского совета. Будем надеяться, что всем планам по восстановлению партизанской стоянки суждено сбыться.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора