Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.173
2.478
100 ₽ 3.178
:

А вы знали, что в XIX веке в Беларуси прошел велопробег?

А вы знали, что в XIX веке в Беларуси прошел велопробег?

Стиль жизни3 июня 2019 в 14:08

Этому празднику всего один год. 12 апреля 2018 года на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке была принята резолюция, объявившая 3 июня Международным днем велосипедистов.

undefined

За резолюцию проголосовали представители 193 государств – членов ООН. Декларация призывает уделять особое внимание велосипеду в сквозных стратегиях развития и включать этот вид транспорта в международные, региональные, национальные и субнациональные стратегии и программы развития. 

Уже в конце 70-х годов ХІХ века велосипед вовсю колесил по дорогам Американского континента, в Азии и Южной Африке. В то же время этот вид транспорта появился и на белорусских землях. Это были модели английской фирмы «Rover» («Скиталец») образца 1885 года, их массово поставляли в Российскую империю. Английская продукция завоевала такую популярность, что и сегодня в западных областях Беларуси и Украины велосипед называют «ровар».

Есть сведения, что в Витебске в 1890 году уже было минимум 12 велосипедов, а вот в столице они появились позже – лишь в 1892-м. Железный конь хоть и весил тогда около 80 килограммов, однако явно пришелся по вкусу наиболее прогрессивной части населения. Известно, что в 1892 году Минский губернатор Николай Трубецкой возглавил Минское общество любителей спорта, в составе которого были и велосипедисты. В 1894 году в Витебске было создано отделение Всероссийского общества велосипедистов-туристов, которое насчитывало 70 человек. В том же году прошел велопробег по маршруту Брест – Кобрин – Верхолесье – Великорита – Брест протяженностью 145 километров, а затем по дороге Брест – Старая Жабинка – Каменец – Чернавчицы – Брест, дистанцией 141 километр. Значительная часть пути пролегала через деревни и села, где велосипедистов иногда принимали за нечистую силу.

Велосипед скоро стал не роскошью, а средством передвижения, прежде всего для среднего класса. 9 июня 1896 года в Минске был дан старт велопробегу по маршруту Минск – Михановичи (37 км), в котором победил некто господин А. Скалозубов, показав время 2 часа 13 минут. В том же году состоялся велопробег из Витебска в Нижний Новгород. Шестеро энтузиастов во главе с велолюбителем Пржесецким преодолели 2133 километра и посетили Нижегородскую художественно-промышленную ярмарку.

В апреле 1933 года по Пинску проехал на велосипеде собственной работы крестьянин Василий Ильючик. Раму, руль, колеса и спицы он сделал из дерева, сиденье покрыл кожей, только цепь, звездочка, да обручи на колесах были металлическими. Василий сделал свой аппарат по чертежам из журнала, уже год разъезжал на нем по сельским окрестностям, а в Пинск приехал по просьбе дирекции местного музея. Велосипед был приобретен музеем за 10 злотых, где храниться и поныне.

Свои велосипеды в Беларуси стали производить в 1947 году. Тогда в Минске на предприятии, которое стало впоследствии мотоциклетно-велосипедным заводом, было выпущено 6580 велосипедов марки В-16. 

Несколько лет тому назад на улицах Минска был снова замечен деревянный велосипед, созданный белорусскими мастерами. Его назвали «Drovar» – «дрова» плюс «ровар». Очевидно, что велосипед будут «изобретать» и в XXI веке.

Сергей КИРИК

Последние новости