Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.173
2.478
100 ₽ 3.178
:

«На 2-м квартале взял еврея!» На что раньше жаловались пассажиры витебского трамвая

«На 2-м квартале взял еврея!» На что раньше жаловались пассажиры витебского трамвая

Стиль жизни13 мая 2019 в 09:18

Давайте полистаем странички истории городского транспорта и узнаем, что же выводило из душевного равновесия путешественников более 100 лет назад.

undefined

Недавно мы писали об областном конкурсе профессионального мастерства среди кондукторов, который прошел в Витебске. Но кроме ярких участников, приятных призов и непростых заданий в этом состязании была еще одна составляющая – без нее мероприятие вряд ли получилось бы таким полным и ярким.

Это – остроумный сценарий, в котором нашлось место экскурсу в историю. Практически все факты касались электрического транспорта. Оно и неудивительно: трамвайная система появилась в Витебске раньше, чем во всех остальных городах нашей страны – 30 июня 1898 года, и более 30 лет оставалась единственной.

По данным свободной энциклопедии «Википедии», витебский трамвай более востребован, чем столичный: к 2015 году этот транспорт перевез 33,5 миллиона жителей и гостей Северной столицы.

– Раньше в обязанности кондуктора входил контроль за наполняемостью вагонов. При определенном количестве человек запрещалось садиться, – рассказывали ведущие конкурса профмастерства. – Зайти в вагон можно было в любом месте: стоило лишь подать знак вагоновожатому – и трамвай останавливался. Проезд стоил 5 копеек. Учащиеся, если они были в форме, могли платить 3 копейки. Бесплатно – детям до 5 лет. Для сравнения: рабочий в то время получал 50–60 копеек в день.

А сейчас давайте вместе с современными сотрудниками городского транспорта полистаем странички его истории и улыбнемся, узнав, чем же были недовольны пассажиры более 100 лет назад.

Вашему вниманию – выдержки из книги жалоб. Заметьте, некоторые горожане высказывали свои претензии трамвайному парку весьма настойчиво!

«Севши в вагон, спросил господина кондуктора, когда придет вагон. Он неделикатно ответил: когда придет, тогда и уйдет». Артист Орлов, 2 января 1905 года.

«Более недели, как я заявил, что дверь в вагоне № 105 не притворяется. Дверь не поставили и поныне. Это вызывает боль зубов». Надворный советник Глутневич, 19 января 1905 года.

«Решительно не понимаю, почему кондукторы закрывают двери вагона, когда на улице так тепло. Ведь в вагонах от жары невозможно сидеть». Надворный советник Глутневич, 20 августа 1906 года.

«Вагон 112 до того весь разбит, что от скрипения и стука невозможно в нем сидеть. Двери сами собой открываются, через что сквозит». Надворный советник Глутневич, 20 июня 1913 года.

«Прошу потребовать от контролера № 15: по какому праву он взимает с меня 5 копеек, когда я нахожусь при гимназической шапке? Но без герба. Но с кантами».

Ответ директора: «Фуражка хотя бы и с кантами, но без герба не дает право на пользование льготным тарифом», 26 мая 1906 года.

«Вагон № 115. На мою просьбу остановить трамвай на улице Задунавской против аптекарского магазина вагоновожатый дерзко улыбнулся. И не остановил», 24 сентября 1913 года.

«В 10 часов утра в вагоне № 106 на площадке было 4 человека. А я, выйдя из почты, желал сесть в вагон. О чем знаком предупредил вагоновожатого. Но он не остановит вагон. И усилил ход. А между тем на 2 квартале взял еврея». Полковник Копрятин, 20 сентября 1915 года.

Кстати, по рапорту контролера или по жалобе пассажира кондуктора в то время могли уволить с работы без всяких разбирательств. Выходных пособий при этом не выплачивали.

Записала Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото из архива Музея истории витебского трамвая

Последние новости