Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.173
2.478
100 ₽ 3.178
:

Музыкальная жизнь борщевика: могилевчанин мастерит рейнстики и маракасы из сорняка

Музыкальная жизнь борщевика: могилевчанин мастерит рейнстики и маракасы из сорняка

Стиль жизни20 мая 2019 в 12:22

Историк по призванию и музыкант по духу директор Быховского районного краеведческого музея Сергей Жижиян собрал внушительную коллекцию музыкальных инструментов: акустические и электрогитары, губные гармошки, варган, ударные испанские кастаньеты, итальянская мандолина, казахская домра.

undefined

Однако и собирательство со временем наскучило, захотелось самому что-нибудь смастерить. Так у него появились антильские маракасы и южноамериканские рейнстики из борщевика. В умелых руках мастера ядовитое растение обрело вторую жизнь.

– Заняться необычным хобби помог случай: однажды попал в Витебск на «Славянский базар», – признается Сергей Жижиян. – Тогда, во время проведения международного фестиваля искусств, прогуливался по городу и наткнулся на лавку с необычными изделиями. Надумал приобрести сувенир на память и заметил разукрашенную длинную трубу, которая оказалось маракасом. По стоимости музыкальный инструмент был не по карману – чересчур дорогой. Передумал его покупать, зато твердо решил сделать такой же своими руками.

Нужный для работы экземпляр Жижиян обнаружил несколько позже и также случайно – летом участвовал в поисковых работах и буквально наткнулся на четырехметровый трубчатый борщевик. Стебли сорняка оказались необходимой плотности и диаметра, но «добыл» музыкант ядовитое растение только осенью.

К тому моменту историк прочел много литературы о работе с борщевиком и точно знал, что именно в этот сезон высохшее растение не представляет опасности для здоровья человека. А вот с семенами пришлось повозиться: боясь случайно занести их себе на дачу, Сергей Жижиян все работы проводил над заранее подготовленной тканью, которую позже сжигал. Стебель чистил от органики и обильно промывал, а затем высушивал. Готовые трубки умелец определенным образом пронзал зубочистками, создавая преграду для заполнителя – риса или гречки. Края закупоривал папье-маше.          

И все-таки Сергей не скрывает, что именно декорирование рейнстиков и маракасов ему далось сложнее всего. Он ограничился морилкой для основы, нарисованным гуашью орнаментом и финишным слоем лака, но при желании в ход могли пойти бусинки, перья, ленточки, стразы, бечевка – уж как подскажет фантазия.

Музыкальные инструменты умелец с удовольствием дарит своим друзьям, которые также используют их в качестве предмета интерьера.

– Звук рейнстика действительно напоминает пение дождя, он даже успокаивает, – говорит собеседник. – Кстати, когда-то южноамериканские шаманы с помощью этого инструмента вызывали дождь. А вот я использую его непосредственно по назначению – наслаждаюсь шикарным звучанием. 

Справка:

Рейнстик – этнический инструмент, появившийся в Южной Америке. Индейцы местных племен использовали сухой ствол кактуса, который наполняли мелкими камешками, галькой или твердыми семенами растений. Шипы кактуса срезали и делали из них внутренние перегородки. При переворачивании инструмента раздается звук, напоминающий шум дождя. Именно поэтому когда-то культовый инструмент использовался для вызова осадков. Сегодня на нем играют музыканты, исполняющие фолк, этническую музыку, джаз.

Виктория БОНДАРЧИК

Фото автора и из архива героя

Последние новости