Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.122
2.405
100 ₽ 3.187
:

Украина, Узбекистан и Таджикистан лидируют по количеству мигрантов в Россию

Украина, Узбекистан и Таджикистан лидируют по количеству мигрантов в Россию

Экономика и бизнес27 октября 2016 в 09:04

Вопросы трудовой миграции обсудили участники Недели трудового права в Международном университете «МИТСО»

news_prev

Вопросы трудовой миграции обсудили участники Недели трудового права в Международном университете «МИТСО»

После девальвации рубля российский рынок труда стал менее привлекательным

Как известно, основным импортером рабочей силы в рамках ЕАЭС является Россия. Сюда пребывают более 90% трудовых мигрантов. Второе место – у Казахстана (около 7%), третье занимает Беларусь – меньше 1%.

«Львиная доля мигрантов приезжает в Россию по понятным экономическим соображениям, – отметил, выступая на неделе трудового права в Международном университете «МИТСО», заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент Никита Лютов. – Однако кризис, который привел к девальвации российского рубля, сделал страну менее привлекательной для миграции. В прошлом году по въезду в Россию лидировала Украина – 2,5 млн мигрантов, 2,1 млн человек приехали из Узбекистана, еще почти 1 миллион – из Таджикистана. Это общая статистика въезжающих в страну, но очевидно, что если речь идет о миграции из бедной страны в более благополучную, то, вероятнее всего, цель визита – не туризм, а работа», – добавил Никита Лютов.

Из десятки лидеров по трудовой миграции в Россию 9 первых мест занимают жители стран бывшего СССР, а 10-е место – у Китая. Для трудоустройства в Россию приезжают представители всех государств ЕЭАС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). Во многом этому способствует соглашение, которое предусматривает создание единого рынка труда, что дает возможность свободного передвижения рабочей силы на всем союзном пространстве. Однако не всегда трудоустройство в стране, пусть даже союзной, заканчивается хорошо.

Какой путь развития выберет ЕАЭС?

Психологически мы воспринимаем ЕАЭС как интеграцию постсоветских государств, имеющих общую правовую модель и язык, считает Никита Лютов. По его мнению, если будет принято решение о расширении зоны свободного перемещения на другие страны бывшего СССР, следует обратиться к опыту ЕС.

«Изначально присоединение новых членов Евросоюза происходило постепенно и относительно безболезненно – к странам ядра примыкали государства с менее развитой экономикой. Таким образом, до 2004 года в состав ЕС входило 15 стран. Затем добавились еще 10 государств, население значительно выросло. При этом, если ВВП до 2004 года составлял около 40 000 долларов в год на человека, то после присоединения – лишь 13 500.

Это привело к оттоку трудовых ресурсов из новых государств-членов ЕС в более развитые. При этом мигранты соглашались работать в существенно худших условиях труда, создавая тем самым конкуренцию национальной рабочей силе. Это вызывало резонансные судебные дела, которые были завершены в пользу интеграции и против профсоюзов и работников стран, давно входящих в ЕС», – добавил российский эксперт.

«Осторожность в скорости интеграции очень важна. Если мы быстро пригласим другие страны в ЕАЭС, и они быстро согласятся войти, это может привести к похожему расслоению доходов. Сейчас обсуждается возможность вступления в организацию Ирана, Вьетнама. Желание вступить в ЕАЭС выразила и Сирия. Однако уровень интеграции с этими государствами будет невысоким. Скорее, это будет объединение на уровне экономических соглашений,» – подчеркнул Никита Лютов.

Говоря о притоке беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока, Никита Лютов отметил, что государствам ЕАЭС опасаться этого не стоит. «Во-первых, у нас более жесткое миграционное законодательство, во-вторых, страны ЕАЭС с точки зрения социальных гарантий менее привлекательны. Зачастую беженцы, которые приезжают в Евросоюз, сразу попадают в Прибалтику, но задерживаются там ненадолго. Получают пособие, которое ниже, чем, скажем, в Нидерландах, и едут дальше. Предложить что-то привлекательное страны ЕАЭС мигрантам не могут. Тем более, беженцы вызывают недовольство малообеспеченных граждан страны, так как в рамках разовых программ получают бОльшие деньги, но при этом не мотивированы работать», – добавил Никита Лютов.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото пресс-служба МИТСО

Последние новости