Белорусы отдают предпочтение онлайн-покупкам. Рассказываем, как открыть свой интернет-магазин
Количество интернет-покупок и их денежный объем неуклонно растут. Ежегодно увеличивается и число интернет-магазинов.
Чем торгуют столичные интернет-магазины
По сведениям Торгового реестра Республики Беларусь, в I полугодии 2021-го число интернет-магазинов, зарегистрированных в столице, достигло 16 тыс. 429 и выросло на 618 торговых онлайн-объектов.
Как сообщили в главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома, в товарной структуре розничного товарооборота интернет-магазинов 88,5% продаж приходится на промышленные товары и лишь 11,5% составляет продовольствие.
Среди непродовольственной группы наиболее востребованы детали и принадлежности для автотранспортных средств (11,2%), практически одинаков спрос на одежду, электробытовые приборы и инструменты (9,2%). В топе продаж также парфюмерия и косметика (5,7%), обувь (5,2%) и мебель (4,2%).
А вот из продуктового набора наибольшим спросом пользуются мясо и мясные продукты (1,6%). Также в списке онлайн-покупок минчан кофе, чай, какао, специи (0,7%), рыба (0,6%), хлебобулочные и мучные кондитерские изделия (0,5%) и др.
К слову, в Торговом реестре по стране зарегистрировано почти 27 тысяч интернет-магазинов, тогда как в 2015-м их было 11,2 тысячи. Сегодня 47% интернет-магазинов принадлежит юрлицам и 53% – индивидуальным предпринимателям.
Удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов страны, по данным МАРТ, с 2015 года вырос более чем в 2 раза и в 2020 году составил 5,5% в объеме всего розничного товарооборота.
Как открыть интернет-магазин
Открытие интернет-магазина относится к предпринимательской деятельности, поэтому для начала Вы обязаны оформиться как юридическое лицо либо зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Как это сделать мы уже рассказывали.
И это только начало пути в интернет-торговле. А что делать дальше? Мы подготовили шпаргалку, следуя которой, можно быстро запустить онлайн-магазин и начать продавать.
- Создаем сайт: собственными силами, используя различные шаблоны, либо с привлечением на договорной основе специализированной организации по индивидуальному дизайну.
На заметку. Необходимо различать сайт-витрину и сайт — интернет-магазин.
Интернет-магазин – сайт, на котором можно выбрать товар, его способ оплаты и доставки, оплатить и приобрести его без посещения торгового объекта.
Сайт, на котором можно ознакомиться с товаром и выбрать его, но для приобретения необходимо посетить стационарный торговый объект, называется сайтом-витриной.
- Выбор домена и хостинга
Сайт должен иметь сетевой адрес, т. е. доменное имя или домен, который нужно зарегистрировать в национальной доменной зоне (абз. 11 п. 2 Инструкции о регистрации доменных имен, п. 2 Указа N 60, п. 3 ст. 19 Закона о торговле): «.by» или «.бел.».
Домен может состоять из букв, цифр и символов и содержать от 2 до 63 знаков.
Кстати, доменное имя может быть первого, второго, третьего и последующих уровней, например:
- .by — домен 1-го уровня.
- .shop.by — домен 2-го уровня.
- .my.shop.by — домен 3-го уровня.
Для регистрации домена надо обратиться к регистратору (юрлицу, аккредитованному Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь). А сам сайт нужно зарегистрировать в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Беларуси). Регистрацию осуществляет РУП «БелГИЭ».
- Регистрация интернет-магазина в Торговом реестре Минторга
За регистрацией необходимо обратиться в городской (районный) исполком или местную администрацию района в Минске по месту регистрации юрлица (ИП). Для этого нужно подать заявление на бумажном носителе путем личного обращения (по почте) или воспользоваться электронным документом на едином портале электронных услуг посредством ОАИС (код услуги: 3.13.02). Ваши данные обязаны внести в территориальную базу данных Торгового реестра в течение 5 рабочих дней. Датой регистрации считается дата внесения сведений в Торговый реестр. Регистрация действует бессрочно до ее отмены, но обновлять информации необходимо ежегодно.
Обратите внимание! Отсутствие регистрации интернет-магазина в Торговом реестре грозит штрафом до 10 БВ.
Кстати, если вы открываете сразу несколько интернет-магазинов, то потребуются по заявлению на каждый из них.
- Наполняем сайт необходимой информацией
В соответствии с законодательством о защите прав потребителей и торговле до момента регистрации на сайте интернет-магазина должна в обязательном порядке содержаться следующая информация:
- Сведения о владельце интернет-магазина:
если юридическое лицо: наименование с указанием формы собственности, юридический адрес, УНП;
для ИП: фамилия, имя, отчество ИП без сокращений, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию, УНП.
- Дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр.
- Время работы интернет-магазина.
- Образец кассового чека, выдаваемого покупателям магазина.
- Информация о возможных способах оплаты товаров, в т. ч. дистанционным перечислением денежных средств, и их доставке.
Кстати, согласно ст. 469 ГК заказанные товары могут быть доставлены покупателю:
- собственным транспортом продавца;
- сторонним перевозчиком на основании договора с ним;
- почтовой связью общего пользования или (и) курьерской связью;
- с помощью курьера;
- если у продавца есть пункты выдачи заказов, покупатель может забирать товары самостоятельно.
О правах потребителей в стационарном и интернет-магазине
– Наше законодательство сформировано таким образом, что потребителей закон защищает одинаково. То есть Закон о защите прав потребителей распространяется и на покупки в сети интернет. Более того, если интернет-магазин не предоставил своевременно потребителю полную и достоверную информацию о товаре, то это является основанием для расторжение договора и возврата потребителю денег, даже если товар был качественный, – поясняет начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик. – А с 8 июля 2021 года на сайтах интернет-магазинов должна также присутствовать информация об их адресе электронной почты, о лице, которое уполномочено рассматривать претензии потребителей, а также информация о специалистах местных гор- или райисполкомов, которые занимаются защитой прав потребителей.
Кстати
В госорганы и общества по защите прав потребителей ежегодно поступают жалобы от потребителей, а их структура примерно одинаковая. Каждая третья – на торговлю, в том числе и на онлайн-продажи. Если говорить о жалобах и обращениях потребителей в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, то, например, в 2017 году их было 462 (из которых 16 на интернет-магазины), а за 6 месяцев 2021 года – 466 (из них 72 на интернет-магазины).
Подготовила Анжела ЛЮДЫНО
Фото из открытых интернет-источников