Экономика и бизнес

Белорусы предпочитают покупать отечественные яйца, мясо и масло, а вот верхнюю одежду – импортную

Белстат рассказал о доле продаж в розничной торговле.

Национальный статистический комитет РБ опубликовал обзор ко Дню работников торговли. Оказалось, что в сфере торговли и общественного питания в 2019 году работало 703,6 тыс. человек – это около 16% всего занятого населения. По данным реестра, в первом полугодии 2020 года в целом по стране количество розничных торговых объектов выросло на 2,1% и на 1 июля превысило 120 тыс. Розничный товарооборот за январь-июнь 2020 года составил 25,1 млрд рублей, или 102,6% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2019 года.

В сельской местности в прошлом году было расположено 9,8 тыс. магазинов (16,5% от их общего количества), из них 67% – продовольственные. По данным МАРТ, число автомагазинов на селе в первом полугодии 2020 года уже увеличилось на 12% и составило 1154.

Показатель обеспеченности населения торговыми площадями в целом по Беларуси, по данным специалистов, сложился на достаточно высоком уровне и превысил отметку в 800 кв.м на 1 тыс. человек – при нормативе 600 кв.м. При этом темп роста розничного товарооборота организаций торговли в первом полугодии текущего года составил 104,2%. Розничный товарооборот ИП и физлиц снизился и составил 87,9% к показателю аналогичного периода 2019 года.

Всего же количество магазинов по областям и Минску в 2019 году распределились следующим образом: в Минске – 10 337, Брестская область – 9 849, Минская область – 9 610, Гомельская – 8 434, Витебская – 7 305, Могилевская – 7 065, Гродненская – 6 806.

На 1 января 2020 года в республике торговую деятельность осуществляли 381 рынок и 563 торговых центра.

Как сообщает Белстат, организациями торговли представлен широкий ассортимент товаров белорусского производства. В 2019 году доля продаж товаров отечественного производства (без микроорганизаций) составила 61%.  В частности, в сегменте продовольственных товаров яйца составили 100%; масло сливочное, мясо и мясные продукты – по 99,7%; сыр – 92,6%; мука – 85,7%; сахар и сахарозаменители – 85,3%. Среди непродовольственных товаров объемы отечественного производства распределись следующим образом: чулочно-носочные изделия – 81,2%; нижнее белье – 67,1%; холодильники и морозильники – 52,5; обувь кожаная – 47,9%; строительные материалы – 46,9%; верхняя одежда – 39,5%.

Все активнее потребители пользуются возможностью приобретения товаров через интернет-магазины. Удельный вес розничного товарооборота через интернет увеличился с 3,7% в 2018 году до 4,1% в 2019 году. Наиболее покупаемые товары в интернет-магазинах в 2019 году (без микроорганизаций): одежда – 13,1%; электробытовые приборы и инструменты – 11,8%; обувь – 8,1%; мебель – 4,7%; парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности – 4,1%.

МАРТ отмечает, что на положительный темп роста розничного товарооборота повлияли несколько факторов. В их числе – сохранение высоких темпов роста реальных денежных доходов, стабильная ценовая ситуация, отток депозитов физических лиц, активная маркетинговая политика торговых сетей (акции, распродажи, рекламные игры).

Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА