Экономика и бизнес

Бизнес предложил готовить специалистов только «под потребности» предприятий

Совет по развитию предпринимательства направил в Министерство образования Беларуси письмо по вопросу разработки системы мер, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки работников по техническим специальностям. В частности, речь идет о сотрудничестве и кооперации производственных предприятий и учреждений среднего специального и высшего образования.

По мнению членов совета, качество подготовки специалистов в учреждениях образования далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Налицо ситуация, когда количество выпускников вузов и колледжей ежегодно растет, а бизнес, особенно производственный, продолжает испытывать дефицит необходимых квалифицированных кадров. В связи с этим крайне важным является повышение качества и совершенствование структуры подготовки специалистов, максимальное ее приближение к требованиям рынка труда.

Для изменения ситуации необходимо трансформировать механизмы отношений между работодателями и учреждениями образования. В части профессионально-технической подготовки кадров целесообразно внедрение дуальной системы образования, опыт применения которой в ряде европейских стран (например, в Германии) составляет уже более 100 лет. Учащийся проходит практику у своего будущего работодателя, получая тем самым возможность постепенной адаптации полученных знаний и навыков к специфике деятельности конкретной компании. Подготовка специалистов только «под потребности» субъектов бизнеса обеспечит максимально эффективное использование средств и практически исключит ситуацию «обучения ради диплома», зачастую за счет государственного бюджета.

Что касается высшего образования, то здесь также необходимы выработка и реализация совместных согласованных действий учебных заведений и бизнеса. Для этого, с одной стороны, требуется более активное участие работодателей в образовательном процессе, а с другой — наличие регулярной обратной связи образования с предприятиями. Среди основных форм такого сотрудничества  можно назвать расширение сферы целевой подготовки специалистов и корпоративного образования, усиление ориентированности учебных программ на практические аспекты функционирования предприятий, перспективные направления их развития, совместную научно-исследовательскую деятельность и т.д.

Фото Виталия ГИЛЯ