Будущее представляет реальную угрозу самой важной сфере промышленности Германии
Немецкий автопром – крупнейший работодатель в стране (835 тысяч рабочих мест. – Прим. авт.), на его долю приходится пятая часть экспорта. Однако, по прогнозам экспертов крупнейшего немецкого профсоюза IG Metall, занятость в этом году начнет снижаться, сообщает информационный портал Bloomberg.
Германия, возможно, достигла пика развития автомобилестроения, создав угрозу самой важной опоре экономики. «Мы готовимся к тому моменту, когда в нашем регионе будет работать меньше людей», – заявил Рюдигер Шнайвинд, мэр Хомбурга – города с населением 42 тысячи жителей, где на четырех крупных заводах трудятся 30 тысяч человек. Процветание этого региона во многом связано именно с производством автомобилей.
Трудно переоценить значимость автомобиля в немецкой культуре. Автобаны без ограничений скорости стали легендой, а автомобили, которые по ним ездят, – это технологические чудеса, поддерживающие обширную экосистему поставщиков и разработчиков. Но по мере того, как люди переходят на электромобили и машины с автопилотом, многие достоинства немецкого машиностроения канут в Лету.
«Исчезают три основные черты мобильности ХХ века: автомобили с водителем, машины в частной собственности и авто с двигателем внутреннего сгорания. Германия рискует отстать от новых гигантов, создаваемых в Китае и США», – говорит Стефан Раммлер, консультант по автомобильной промышленности и профессор транспортного дизайна в Университете Брауншвейга.
Немецкие автопроизводители беспокоятся о том, что прибыль уйдет к таким компаниям, как производитель технологии для беспилотных автомобилей Waymo, мобильного приложения для поиска, вызова и оплаты водителей Uber Technologies, и к Apple. Для создания электрокаров требуется меньшее число рабочих, чем для производства классических авто.
Автопроизводство в Германии является общенациональной задачей: штаб-квартира Volkswagen расположена в Вольфсбурге, в 160 километрах к западу от Берлина. BMW и Audi имеют офисы и заводы по всей Баварии. В Штутгарте находятся заводы Daimler и Porsche. На заводах Ford в Кёльне работают 17 тысяч 500 человек. Сотни тысяч рабочих, как правило, получают хорошую зарплату, попадая, таким образом, в средний класс лишь с дипломом средней школы.
Однако, по словам руководителя Мюнхенского отделения профсоюза IG Metall и члена наблюдательного совета BMW AG Хорста Лишке, к 2030 году в сфере производства двигателей и коробок передач исчезнет более трети из 210 тысяч рабочих мест Германии. Он считает, что автопроизводители могут выжить только как поставщики мобильных услуг, а не как создатели машин.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников