Что сдерживает развитие электротранспорта в Беларуси?
Какая инфраструктура нужна для развития электротранспорта в Беларуси и при каких условиях белорусы откажутся об бензиновых авто, выясняла корреспондент 1prof.by.
К 2025 году в мире будет в 200 раз больше электромобилей, чем сегодня
По словам заведующего отделом исследований в области безопасности транспортной деятельности БелНИИТ «Транстехника» Сергея Новоселова, в тройку мировых лидеров по количеству электромобилей сегодня входят Китай, США и Норвегия. За распространение транспорта с нулевыми выбросами активно выступает Германия. В стране разработана специальная программа развития электротранспорта, которая включает меры по поддержке водителей, решивших пересесть на «зеленые» авто.
Более того, Германия поставила цель: к 2020 году выпустить на дороги миллион электромобилей, а также предложила Евросоюзу запретить продажу новых авто с бензиновыми и дизельными двигателями.
Эксперт считает, что в странах СНГ ситуацию с развитием электрокаров оптимистичной назвать сложно. К примеру, в России к началу 2017 года насчитывалось более 1000 электромобилей, 300 из них находились в Москве. В Беларуси зарегистрировано порядка 100 электрокаров. Для сравнения: в 5-милионной Норвегии насчитывается примерно 100 000 электромобилей.
По мнению ученых международного сообщества, существенное увеличение спроса на электромобили возможно в двух случаях: при значительном повышении цен на бензин и ухудшении ситуации с исчерпаемыми энергоресурсами. «По прогнозам экспертов, мировых запасов нефти хватит на ближайшие 50–60 лет, поэтому развитие электромобилей – это не только дань «зеленой» моде, но и стратегические инвестиции мировых гигантов в не столь отдаленное будущее», – подчеркнул Сергей Новоселов.
В ближайшие 10 лет производить электромобили планируют многие автомобильные компании мира. Борисовский завод Geely не исключение. Так, на базе серийной машины GeelySC7 белорусской сборки уже был создан экспериментальный образец электромобиля. На одной зарядке электрокар может проехать около 150 км. Заряжается он 6 часов (от источника питания в 220 вольт) либо 3-4 часа (380 вольт).
По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2025 году мировой парк электромобилей вырастет до 20 млн единиц. Это примерно в 200 раз больше, чем сегодня. «Вместе с тем важную роль также играют стоимость электротранспорта и поддержка со стороны государства, – считает Сергей Новоселов. – К примеру, в Евросоюзе владельцам электрокаров полагаются определенные льготы. Белорусов подтолкнуть к покупке электромобилей могут льготные кредиты и субсидии, отмена таможенных и утилизационных сборов, снижение транспортного налога и льготные тарифы на электроэнергию».
Нет зарядных станций – нет электромобилей?
Очевидно, что развитие электротранспорта невозможно без сопутствующей инфраструктуры, в первую очередь без сети зарядных станций. «Изначально во всех странах создавалась необходимая инфраструктура, и только потом шло развитие электротранспорта, – отметил заведующий отделом общей энергетики РУП «БЕЛТЭИ» Андрей Молочко. – Сегодня в Беларуси действуют 25 зарядных станций. Вполне понятно, что этого количества недостаточно, чтобы дать толчок развитию электромобильного транспорта в нашей стране».
Развитие инфраструктуры для электромобилей предусмотрено планом мероприятий по реализации Директивы Президента от 14 июня 2017 года № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». В частности, до 2020 года запланировано строительство не менее 25 мест зарядки электромобилей на каждые 50 000 населения для городов с численностью свыше 100 тысяч человек.
«Существует несколько типов зарядки электромобилей: в трех из них (Mode1, Mode2, Mode3) используется переменный ток, в одной – постоянный (Mode4). Наиболее целесообразна установка электрозарядок стандарта Mode3 и Mode4», – рассказал Андрей Молочко.
Зарядные станции типа Mode3, как правило, располагаются вблизи торговых и бизнес-центров, вокзалов, парков, театров, мест общепита и других точек притяжения транспорта и людей. Зарядки стандарта Mode4 обычно размещаются вдоль шоссе с интенсивным автомобильным движением и во всех населенных пунктах с численностью жителей более 100 тысяч человек.
«Первоначально нужно создавать станции, расположенные на расстоянии не дальше 75 км друг от друга, – уверен Андрей Молочко. – Мы сделали картографирование всей страны и покрыли основные магистрали».
На финансирование развития сети зарядных станций по оптимистичному сценарию (если доля продаж электромобилей на мировом рынке к 2025 году составит 20 млн единиц. – Прим. авт.) требуется порядка 13 млн долларов. «В размерах страны – это совсем немного, – подчеркнул Андрей Молочко. – Источником финансирования могут стать прямые инвестиции или средства инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. Однако мы развиваемся по пессимистичному сценарию, поэтому решения по данному вопросу пока нет».
В свою очередь, заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе ГПО «Белоруснефть» Андрей Котик отметил, что нашей стране нужен государственный оператор, который занялся бы созданием необходимых для перехода на электротранспорт условий. «Здесь мы должны последовать примеру Эстонии, Нидерландов и Ирландии. Это важно, поскольку потребитель должен понимать, что, сев в электромобиль, он не будет испытывать проблем с зарядкой ни в городе, ни за его пределами», – подчеркнул эксперт.
Главный конструктор ОАО «Витязь» Александр Борисович поддержал это мнение: «На этапе становления должен быть единый оператор, который взял бы на себя ответственность за организацию сети зарядных станций», – добавил главный конструктор.
Таким оператором готово стать производственное объединение «Белоруснефть». Предприятию уже принадлежат 9 электрозарядных станций по всей стране. «Если наша инициатива выступить в качестве национального оператора будет поддержана на высоком уровне, мы готовы к 2025 году построить 176 зарядных станций, а к 2030-му – 1300, – подчеркнул Андрей Котик. – Вместе с тем мы можем обеспечить для зарядных станций тариф как минимум в 2 раза дешевле, чем предлагает Минэнерго, потому что работаем с местными видами топлива и не зависим от импортных поставок».
На белорусских парковках могут появиться «Витязи»
Белорусским инженерам принадлежит разработка не только электромобиля, но и стационарной электрозарядной станции «Витязь». Устройство позволяет заряжать аккумуляторы электромобилей в условиях городской инфраструктуры. «Витязь» можно устанавливать на территории паркингов, крупных торговых и бизнес-центров, на городских и служебных парковках.
Устройство предусматривает возможность зарядки аккумуляторов электромобилей в двух режимах – трехфазным переменным током (Mode3), на это потребуется 2–4 часа, а также в однофазном режиме (Mode1), время зарядки в таком случае составит до 8–12 часов.
«После завершения отработки различных нюансов функционирования электрозарядной станции, выбора оптимальных решений, в том числе с точки зрения безопасности и комфорта для потребителей, и проведения тестирования мы планируем запустить изделие в серийное производство», – добавил Александр Борисович.
Анастасия ШИРАЛИЕВА