Делай смело свое дело: патент на самозанятость или свидетельство ИП?
В качестве стимула для развития частной инициативы в Беларуси предлагают ввести понятие «самозанятости».
В качестве стимула для развития частной инициативы в Беларуси предлагают ввести понятие «самозанятости». Что это такое и в чем отличие статуса самозанятого от индивидуального предпринимателя?
С инициативой ввести в стране патентную систему для так называемых самозанятых выступил председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович.
«Надо вводить патент для самозанятости и определить правовой статус самозанятого, – цитирует БЕЛТА бывшего премьер-министра Беларуси. – Регистрация через покупку такого патента без постановки на учет в качестве безработных простимулирует предпринимательскую активность лиц, потерявших работу, выход из тени длительно не работающих, но вовлеченных в теневую занятость людей. Стоимость патента можно приблизить к размеру единого налога».
Сегодня в белорусском законодательстве действительно не фигурируют понятия «самозанятость» и «самозанятый», но право работать без регистрации ИП (по заявительному принципу) имеют фотографы, репетиторы, уборщики помещений: они просто платят подоходный налог в фиксированном размере.
Ремесленники, в частности, ежегодно оплачивают сбор в размере 1 базовой величины. Если разобраться, то это и есть тот самый патент: заплатил – и вяжи шарфики, валяй валенки, лепи из глины и вырезай из дерева сувениры на продажу. В принципе, любой гражданин может подать уведомление в налоговую инспекцию, заплатить подоходный налог за месяц и заниматься определенными видами деятельности.
К самозанятым Михаил Мясникович предлагает отнести (помимо уже упомянутых любителей фотодела, ремесленников и репетиторов) еще и граждан, желающих заниматься перевозкой грузов и пассажиров, а также строительно-монтажными и ремонтными работами.
«Фискальный эффект будет невысоким, но он перекроется по значимости социальным эффектом, – сказал Михаил Мясникович. – Самозанятый не будет получать социального пособия, но он не деградирует; он обеспечивает себя работой, кормит семью, оказывает значимые услуги или производит востребованные товары. В социальном плане он не безработный, что также важно для человека».
Что же такое самозанятость? При таком виде экономической деятельности гражданин сам определяет, чем ему заниматься для получения дохода, самостоятельно организует процесс труда, сам отвечает за свою работу; и, главное, если вдруг постигнет неудача, не рассчитывает на помощь со стороны. Трудовые отношения в данном случае оформляются на основании договора-подряда.
Чем же самозанятые отличаются от предпринимателей? Во-первых, они не создают безвозмездно изымаемую прибавочную стоимость: их доходы складываются из выручки от экономической деятельности и прибыли от используемого частного капитала. Во-вторых, им нельзя прибегать за помощью к наемной рабочей силе. И, конечно же, они сами несут ответственность за уплату налогов и страховых взносов, в отличие от наемных работников, в ситуации с которыми данный вопрос находится в ведении нанимателя).
Нововведением в полном смысле этого слова самозанятость назвать сложно. Даже в дореволюционные времена были распространены ремесленничество, домашнее ткачество, производство ковров, изготовление кружев, столярный и гончарный промысел и другое. В Советском Союзе подобная деятельность не приветствовалась (более того – наказывалась), так как работодателем могло быть исключительно государство. Будет ли реализовано недавнее предложение председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси, пока неизвестно. Точно можно сказать лишь одно: государство возлагает большие надежды на развитие частного бизнеса. Тот же Михаил Мясникович, обращаясь к областным и Минскому городскому Совету депутатов, указал на проблему бюрократических проволочек при согласовании и выдаче разрешительных документов на создание и работу ИП, малого и среднего предпринимательства.
«Упростите, уважаемые коллеги, соответствующие порядки», – сказал он и обратил внимание на сокращение численности активного экономического населения в стране.
Еще пару лет назад ставка делалась на ремесленников, но результат не впечатляет: сегодня их в Беларуси насчитывается чуть больше 6,5 тысячи. Сославшись на мнение специалистов Министерства по налогам и сборам, бывший премьер-министр назвал причину подобного явления – жесткие и не всегда обоснованные требования со стороны согласующих организаций.
– Например, чтобы проводить техобслуживание и ремонт автотранспортных средств, физическому лицу надо получить 9 согласований, в том числе от санитарной службы, Минприроды, Госстандарта, Минторга, исполкомов и т.д., – заметил он.
Нынешний премьер-министр Андрей Кобяков, в свою очередь, говорит о росте удельного веса малого и среднего бизнеса в ВВП в течение ближайших 5 лет. Об этом он заявил в начале лета: «Предполагается, что его удельный вес в ВВП превысит 32%». Руководитель правительства отметил тщательный прогноз для реального сектора экономики, сделанный в ходе подготовки проекта программы социально-экономического развития на 2016–2020 годы, который рассматривался на пятом Всебелорусском народном собрании. «Без всякого шапкозакидательства мы посмотрели реальные возможности 68 государственных предприятий, имеющих максимальные объемы производства в нашей экономике. По ним определили реальные планы, по которым будет происходить развитие этих предприятий в среднесрочной перспективе. Мы пришли к выводу, что можем получить с них не более 6,4% прироста ВВП, а в прогнозе заложено 12–15%», – сказал Андрей Кобяков.
Исходя из этого, инвестиционный рост в текущей пятилетке планируется обеспечить за счет прямых иностранных, частных внутренних инвестиций и инвестиций предприятий. Кроме того, премьер-министр в очередной раз напомнил о задаче по созданию ежегодно не менее 50 тыс. новых рабочих мест, для чего, по его мнению, нужно раскрепостить деловую инициативу.
По материалам газеты «Беларускі Час»