Экономика и бизнес

Эксперт: для развития бизнеса женщинам Беларуси не хватает свободы и финансирования

День женского предпринимательства (WED) – это глобальная инициатива, которая направлена на поддержку и расширение прав и возможностей бизнесвумен во всем мире. Это событие отмечается 19 ноября в 144 странах мира под эгидой ООН и благодаря амбассадорам WED. Беларусь к международному сообществу присоединилась в 2015 году. В нашей стране почетное звание амбассадора WED уже 3 года принадлежит основательнице проекта для женщин-предпринимателей ProWomen.by Юлии Мальковой.

Юля, расскажите, как появился ваш проект и в чем его суть?

– ProWomen.by – это некоммерческий проект. Он был создан в 2015 году для вдохновения и мотивации женщин, которые занимаются или хотят заняться своим бизнесом. Ранее подобных инициатив в нашей стране не было – идея ее появления продиктована собственными потребностями. В то время я планировала открыть бизнес и хотела найти людей, вдохновленных идеей развития собственного дела. А когда поиски закончились ничем, решила создать такое сообщество самостоятельно.

В итоге сейчас мы имеем безопасную и комфортную площадку, где можно не только узнать что-то новое, но и обсудить вопросы сочетания бизнеса и семьи, баланса между жизнью и работой, поговорить о дискриминации на рабочем месте, внутренних барьерах, которые мешают сделать первый шаг на пути к мечте.

Также в рамках проекта мы поднимаем вопросы недостаточной представленности женщин-экспертов на публичных мероприятиях, говорим о психологии, проводим стажировки для студенток в сфере маркетинга и PR и многое другое.

Вы уже третий год являетесь амбассадором Всемирного дня женского предпринимательства. Какие обязанности возлагает на вас мировое сообщество WED?

– Миссия WED заключается в том, чтобы помочь женщинам стать активными участницами экономики, создать сообщество женщин-лидеров, новаторов и предпринимателей, инициировать стартапы и стимулировать экономическую экспансию.

Моя же задача как амбассадора – помочь в достижении этих планов в своей стране. В этом году, например, мы организовали 40 мероприятий для более 1 000 женщин, которые хотят открыть или уже развивают свой бизнес. А также провели серию воркшопов в регионах – Бресте, Гродно, Витебске, Могилеве и Гомеле.

С какими сложностями сталкиваются белорусские женщины на первых этапах создания бизнеса?

– Наши исследования показали, что представительницы регионов чаще не начинают свое дело из-за недостатка финансовых средств для старта (вероятность отказа в выдаче кредита для женщин-предпринимательниц в Беларуси на 55% выше, чем для мужчин. – Прим 1prof.by). В столице же дамам не хватает уверенности в себе, знаний и опыта. Поэтому здесь очень актуальны и популярны образовательные программы и программы по финансовой грамотности.

– Недавно центр экономических исследований BEROC опубликовал результат своей работы, которая касается особенностей женского предпринимательства в Беларуси. По их данным, белоруски возглавляют около 30% всех бизнесов страны. А чем конкретно они предпочитают заниматься, какие виды деятельности выбирают чаще?

– В основном женщины выбирают те отрасли, в которых сами хорошо ориентируются и имеют опыт. Это сфера услуг, производство детских товаров, центры творческого развития и образования детей, бизнесы социальной направленности. Особенность заключается в том, что их предприятия, как правило, меньше по размеру и растут медленнее, чем фирмы, у руля которых мужчины. К тому же женский бизнес моложе, также он контролирует не так много денег, клиентов и рынков.

– Какие основные стимулы у женщин в Беларуси к предпринимательской деятельности?

– Главный стимул – это перспектива получения большего дохода, чем от работы по найму. Второй фактор – самореализация. Однако в этом вопросе также присутствует разделение по регионам. На периферии, например, женщины чаще решаются на открытие своего дела из-за сложностей с поиском работы, в то время как в Минске открытие бизнеса происходит более осознанно и взвешенно. В целом всех привлекает возможность формировать свой собственный гибкий график работы и управлять балансом времени между бизнесом и семьей по собственному усмотрению.

– Условия для развития предпринимательства не всегда благоприятны. Как с этим сейчас обстоят дела в Беларуси?

– Наблюдается значительное улучшение условий для начала собственного бизнеса. В частности, в стране проводится больше образовательных и консультационных мероприятий (форумов, тренингов, мастер-классов, семинаров по вопросам налогообложения, лицензирования, получения стартового капитала). Работает программа Европейского банка реконструкции и развития «Женщины в бизнесе», которая имеет три составные части – финансовая и консультационная поддержка, повышение предпринимательских навыков. В ней уже поучаствовало более 100 женщин. Также около 600 начинающих бизнесвумен ежегодно получают субсидии для организации собственного дела из средств ФСЗН, и еще около 400 – проходят обучение основам предпринимательской деятельности.

– Какие планы на ближайшие годы у ProWomen.by? Планируете ли вы дальнейшее сотрудничество с WED?

– Конечно. Я выбрала свой путь и собираюсь им следовать. Сейчас моя цель – расширить штат сотрудников. Еще бы хотелось иметь собственную площадку, которая сделает нас свободнее в планировании мероприятий и увеличит их количество. Правда, это пока только мечты, которые упираются в отсутствие денежных средств. Но как только мы придем к финансовой устойчивости, начнем направлять оставшиеся средства на гранты для женщин, начинающих бизнес.

Сейчас мы каждый год подаем несколько заявок на финансирование проекта донорами и ведем переговоры с крупными компаниями и институциями, но пока безуспешно. Если нам все же удастся найти поддержку, сможем говорить о запуске новых направлений внутри нашей инициативы.

Виктория ЯКИМОВА

Фото автора