Наверх

Эксперт: для развития бизнеса женщинам Беларуси не хватает свободы и финансирования

20 ноября 2018

День женского предпринимательства (WED) – это глобальная инициатива, которая направлена на поддержку и расширение прав и возможностей бизнесвумен во всем мире. Это событие отмечается 19 ноября в 144 странах мира под эгидой ООН и благодаря амбассадорам WED. Беларусь к международному сообществу присоединилась в 2015 году. В нашей стране почетное звание амбассадора WED уже 3 года принадлежит основательнице проекта для женщин-предпринимателей ProWomen.by Юлии Мальковой.

Юля, расскажите, как появился ваш проект и в чем его суть?

– ProWomen.by – это некоммерческий проект. Он был создан в 2015 году для вдохновения и мотивации женщин, которые занимаются или хотят заняться своим бизнесом. Ранее подобных инициатив в нашей стране не было – идея ее появления продиктована собственными потребностями. В то время я планировала открыть бизнес и хотела найти людей, вдохновленных идеей развития собственного дела. А когда поиски закончились ничем, решила создать такое сообщество самостоятельно.

В итоге сейчас мы имеем безопасную и комфортную площадку, где можно не только узнать что-то новое, но и обсудить вопросы сочетания бизнеса и семьи, баланса между жизнью и работой, поговорить о дискриминации на рабочем месте, внутренних барьерах, которые мешают сделать первый шаг на пути к мечте.

Также в рамках проекта мы поднимаем вопросы недостаточной представленности женщин-экспертов на публичных мероприятиях, говорим о психологии, проводим стажировки для студенток в сфере маркетинга и PR и многое другое.

Вы уже третий год являетесь амбассадором Всемирного дня женского предпринимательства. Какие обязанности возлагает на вас мировое сообщество WED?

– Миссия WED заключается в том, чтобы помочь женщинам стать активными участницами экономики, создать сообщество женщин-лидеров, новаторов и предпринимателей, инициировать стартапы и стимулировать экономическую экспансию.

Моя же задача как амбассадора – помочь в достижении этих планов в своей стране. В этом году, например, мы организовали 40 мероприятий для более 1 000 женщин, которые хотят открыть или уже развивают свой бизнес. А также провели серию воркшопов в регионах – Бресте, Гродно, Витебске, Могилеве и Гомеле.

С какими сложностями сталкиваются белорусские женщины на первых этапах создания бизнеса?

– Наши исследования показали, что представительницы регионов чаще не начинают свое дело из-за недостатка финансовых средств для старта (вероятность отказа в выдаче кредита для женщин-предпринимательниц в Беларуси на 55% выше, чем для мужчин. – Прим 1prof.by). В столице же дамам не хватает уверенности в себе, знаний и опыта. Поэтому здесь очень актуальны и популярны образовательные программы и программы по финансовой грамотности.

– Недавно центр экономических исследований BEROC опубликовал результат своей работы, которая касается особенностей женского предпринимательства в Беларуси. По их данным, белоруски возглавляют около 30% всех бизнесов страны. А чем конкретно они предпочитают заниматься, какие виды деятельности выбирают чаще?

– В основном женщины выбирают те отрасли, в которых сами хорошо ориентируются и имеют опыт. Это сфера услуг, производство детских товаров, центры творческого развития и образования детей, бизнесы социальной направленности. Особенность заключается в том, что их предприятия, как правило, меньше по размеру и растут медленнее, чем фирмы, у руля которых мужчины. К тому же женский бизнес моложе, также он контролирует не так много денег, клиентов и рынков.

– Какие основные стимулы у женщин в Беларуси к предпринимательской деятельности?

– Главный стимул – это перспектива получения большего дохода, чем от работы по найму. Второй фактор – самореализация. Однако в этом вопросе также присутствует разделение по регионам. На периферии, например, женщины чаще решаются на открытие своего дела из-за сложностей с поиском работы, в то время как в Минске открытие бизнеса происходит более осознанно и взвешенно. В целом всех привлекает возможность формировать свой собственный гибкий график работы и управлять балансом времени между бизнесом и семьей по собственному усмотрению.

– Условия для развития предпринимательства не всегда благоприятны. Как с этим сейчас обстоят дела в Беларуси?

– Наблюдается значительное улучшение условий для начала собственного бизнеса. В частности, в стране проводится больше образовательных и консультационных мероприятий (форумов, тренингов, мастер-классов, семинаров по вопросам налогообложения, лицензирования, получения стартового капитала). Работает программа Европейского банка реконструкции и развития «Женщины в бизнесе», которая имеет три составные части – финансовая и консультационная поддержка, повышение предпринимательских навыков. В ней уже поучаствовало более 100 женщин. Также около 600 начинающих бизнесвумен ежегодно получают субсидии для организации собственного дела из средств ФСЗН, и еще около 400 – проходят обучение основам предпринимательской деятельности.

– Какие планы на ближайшие годы у ProWomen.by? Планируете ли вы дальнейшее сотрудничество с WED?

– Конечно. Я выбрала свой путь и собираюсь им следовать. Сейчас моя цель – расширить штат сотрудников. Еще бы хотелось иметь собственную площадку, которая сделает нас свободнее в планировании мероприятий и увеличит их количество. Правда, это пока только мечты, которые упираются в отсутствие денежных средств. Но как только мы придем к финансовой устойчивости, начнем направлять оставшиеся средства на гранты для женщин, начинающих бизнес.

Сейчас мы каждый год подаем несколько заявок на финансирование проекта донорами и ведем переговоры с крупными компаниями и институциями, но пока безуспешно. Если нам все же удастся найти поддержку, сможем говорить о запуске новых направлений внутри нашей инициативы.

Виктория ЯКИМОВА

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024
Все новости