Экономика и бизнес

Эксперт: «Ущерб, нанесенный автомобильному рынку, сейчас трудно оценить»

Начало нынешнего года ознаменовано серьезными проблемами в мировой экономике. Сперва дала знать о себе вспышка коронавируса, переросшая в пандемию, затем начались валютные колебания на фоне скачков цен на нефть. Конечно, все это отразилось и на автомобильном рынке Беларуси.

За комментарием и прогнозом на ближайшие месяцы портал 1prof.by обратился к председателю Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергею Михневичу.

– На сегодняшний день большинство автомобильных брендов прекращают либо уже прекратили поставки машин в нашу страну, – говорит председатель БАА. – Европа сделала это раньше, Российская Федерация – только сейчас в силу закрытия границ. В настоящее время дилеры активно распродают складские остатки, ввезенные в страну по старым ценам. Так что падение спроса сегодня – вопрос риторический. В настоящее время ущерб, нанесенный автомобильному рынку, трудно оценить. В процентном соотношении он наверняка будет исчисляться двузначными числами.

Очевидно, что после спада пандемии поставки автомобилей возобновятся, но уже по другим ценам. Каким – сейчас предсказать сложно. На машины западных концернов цены поднимутся из-за изменившегося курса евро. Автопроизводители РФ тоже пересматривают отпускную стоимость своей продукции, хотя до сих пор неизвестно, как российский рубль «отыграется» по отношению к основным валютам.

– Пока мы не можем предположить, когда поставки автомобилей в Беларусь будут возобновлены, – добавляет Сергей Михневич. – Официально объявлено, что заводы в России останутся на карантине до 5 апреля. Но в силу стремительных изменений эпидемиологической обстановки наши восточные соседи могут продлить сроки изоляции.

– Тем не менее китайская промышленность практически полностью восстановилась и возобновила свою работу. Можно ли предположить в связи с этим, что автобренды из Поднебесной смогут функционировать на мировом рынке в прежнем объеме?

– Конечно, на это есть надежда. Можно сказать, это одна из немногих позитивных новостей за последнее время. Но здесь важно понимать, что не только китайской продукцией наполняется рынок. Без европейских комплектующих даже промышленность России не способна выпускать весь модельный ряд своих авто, а также запчасти для них, – замечает специалист.

По словам Сергея Михневича, из-за отсутствия поставок из Европы некоторые российские заводы вынуждены закрыться.

– Так что ситуация с запущенным заново собственным производством выигрышна только для самого Китая. Другие автопроизводители пока терпят убытки, – резюмировал председатель БАА.

– Все ли европейские производители приостановили работу своих заводов и фабрик?

– Исходя из той информации, что поступает в БАА, почти все мировые бренды ушли на карантин. Я не готов отвечать на 100% за всю мировую промышленность, но, судя по всему, это действительно так.

– Способно ли повлиять на белорусский рынок недавно принятое решение Совета ЕЭК об установлении нулевой ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа ЕАЭС на электромобили до конца 2020 года?

– Это постановление скорее всего повлияет на ввоз в страну электротранспорта физлицами. Но как именно это будет работать в силу закрытых границ Европы и США, я пока не представляю. В сложившейся ситуации едва ли какие-либо постановления позволят оживить продажи либо существенно увеличить число электромобилей в стране, – считает Сергей Михневич.

Специалист отметил, что в настоящее время много неясности в работе таможенных структур. К примеру, машины грузоподъемностью больше 3,5 тонн пропускают, а до 3,5 тонн – нет. Как будет работать механизм ввоза электромобилей в условиях пандемии, на чем их будут привозить, также неизвестно.

– У меня практически нет уверенности, что в условиях коллапса транспортной инфраструктуры Европы кто-то будет вести бизнес по доставке машин в Беларусь, – выразил мнение председатель БАА. – Очевидно, дилеры это сделать не могут хотя бы потому, что сейчас нет сертифицированных электромобилей, кроме двух моделей в дорогом сегменте брендов, представленных в нашей стране. Ранее мы говорили, что заявители по сертификации от имени этих компаний находятся в России. И пока нашей восточной соседке не до этого. Значит, вряд ли кому из белорусских дилеров удастся расширить поставку новых электрокаров.

Когда Европа и США откроют границы, наши соотечественники повезут в страну электромобили – нынешние условия позволяют делать это свободно.

– Сегодня БАА воздерживается от каких-то прогнозов?

– Если вы помните, то и в начале 2020-го БАА не давала позитивных прогнозов на год. А после того, что произошло, мы можем лишь обсуждать процент падения рынка во втором и последующих кварталах. Март, конечно, был успешным месяцем с точки зрения продаж, поскольку люди выметали со складов машины по старым ценам – дилеры намерено не поднимали их отпускную стоимость. Но как жить дальше и чем торговать, мы уже не знаем.

Максим КОЗЛОВ

Фото из открытых интернет-источников