Евразийская экономическая комиссия изучит возможность создания зон свободной торговли с Индонезией и Монголией
Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) во вторник 15 сентября было принято решение о создании совместных исследовательских групп (СИГ) для более детальной проработки заключения договоренностей по формированию зон свободной торговли между ЕАЭС, Индонезией и Монголией.
Эксперты из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Евразийской экономической комиссии, по словам члена Коллегии по торговле ЕАК Андрея Слепнева, провели огромную предварительную работу с сентября прошлого года по поиску новых партнеров, с которыми бы стало возможным перейти к формату свободной торговли. На данный момент наиболее перспективными выглядят переговоры с Индонезией и Монголией. С партнерами из Джакарты и Улан-Батора представители ЕАК и ЕАЭС обсудили широкий круг проблем и договорились передать на рассмотрение экспертов стран перечень всех актуальных вопросов для более детального их рассмотрения.
ЕАЭС – это международное интеграционное экономическое объединение, созданное на основе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества для содействия экономического роста стран-участниц, а также их сближения и повышения конкурентоспособности на внешних рынках. Соглашение о формировании объединения было подписано в мае 2014 года в Астане (вступило в силу с января 2015-го). В его состав сегодня входят Армения, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Россия и Молдова. В рамках экономического союза формируются условия по свободному передвижению товаров и услуг, рабочей силы и капитала.
Для развития внешней торговли ЕАЭС провидит активную работу с третьими странами, для чего использует создание зон свободной торговли. Это помогает как увеличению объемов поставок экспортной продукции во многие страны мира, так и расширению перечня товаров. Сам формат свободной торговли представляет собой одну из наиболее тесных форм экономического союза на международном уровне. Он предполагает не только отмену и отказ применять в будущем тарифные и количественные ограничения внутри объединения. К подобному режиму зачастую переходят страны, которые, как правило, достигли весьма высокой степени взаимодействия в торгово-экономической и политической сферах.
Достижения в евразийской экономической интеграции, не смотря на ряд объективно возникающих трудностей, привлекают другие государства, которые еще не участвуют, а только присматриваются к объединению. Вьетнам стал первой из стран, с которой ЕАЭС в мае 2015 года заключил соглашение (вступило в силу в октябре 2016 года. – Прим. авт.) о зоне свободной торговли. Для Беларуси договоренности принесли отмену либо значительное снижение ввозных пошлин на большинство поставляемых во Вьетнам наших товаров. В то время для отечественных производителей как удалось обеспечить необходимый уровень защиты при открытии рынка.
Через 3 года, после создания зоны свободной торговли с Вьетнамом, между странами-членами ЕАЭС, Сингапуром и Сербией в 2019 г. были подписаны аналогичные соглашения. При этом на примере Сингапура были проверены новые подходы, предполагающие расширение полномочий ЕАК, а именно возможность теперь рассматривать на межгосударственном уровне вопросы инвестиций и услуг для формирования комфортных условий для всех участников общего рынка. Планируется, что вступление в силу договоров произойдет во второй половине 2020 года. Временное соглашение, которое ведет к формированию зоны свободной торговли, было подписано и с Ираном в октябре прошлого года. Кроме того, продолжаются переговоры по свободной торговле также с Индией, Израилем и Египтом.
Фото из открытых интернет-источников